Две вещи подвинули меня вперед – и я советую людям сделать то же самое.
Первое – это выступления на вечерах свободного микрофона в баре the
Halt Bar в Глазго. Вся моя неделя строилась вокруг этого события. Было
страшно, но, тем не менее, я являлся туда с новой песней как минимум
раз в неделю. Там я познакомился со Стиви Джексоном, поскольку он был
ведущим этих вечеров. Это не слишком блестящий путь к вершине, но это
была единственная для меня возможность играть музыку и дать людям ее
услышать. Это очень хорошая практика – быть готовым выйти на сцену the
Halt Bar в субботу вечером и спеть задумчивую поэтичную песню.
В конце 80-ых я работал диджеем, роад-менеджером, продавцом в музыкальном
магазине. У меня было время, чтобы свести свои идеи воедино для сочинения
новых песен. Мне хотелось собрать группу, и я решил что-то для этого
сделать. Так я поступил на курсы по музыкальным технологиям Beatbox,
которые финансировало правительство, чтобы привлечь молодых безработных.
Если даже у людей не было большого интереса к занятиям, они просто заходили
на чашку чая – такая там была атмосфера. Сами занятия проходили под
паркингом в здании без окон во Финнистоуне, Глазго. Раз в два месяца
студентам давали день в студии, и это было поистине неоценимо. Это было
то, чего вы добивались, и вы могли позвать в студию кого-то, чтобы вам
подыграли. Важной вещью было то, что мне выдали проездной на автобус,
и я в эти месяцы вообще-то больше времени провел в автобусах, чем на
самих курсах.
Когда я впервые появился на Beatbox, кто-то играл на контрабасе в стиле
Level 42, и я подумал: «Я больше сюда не вернусь, это бесполезно!» Потом
я подумал – ну вообще-то можно просто использовать эти возможности,
главное не позволяй им себя учить. Это звучит несколько жестко, но я
знал, чего хотел. Записи, из которых вышел первый ЕР группы ('Dog On
Wheels' и 'Bean Jean') были целиком сделаны за один день в Beatbox.
Electric Honey
В 1995 году творческие переживания подтолкнули меня вперед. Я выдвинул
сам себе условие, что если до Рождества я не соберу группу, то уеду
в Сан-Франциско. Это был ещё один город, который я когда то посещал.
Во время учёбы на курсах Beatbox я услышал про лейбл Electric Honey.
Одна из наших демо-записей гуляла по офису, а потом вместе с другими
кассетами оказалась в колледже Stow. Кому-то мелодия понравилась, и
они решили сделать настоящую запись. Собственно это и остановило меня
от отъезда в Сан-Франциско и смерти в нищете.
Когда Electric Honey приняли решение, все закрутилось очень быстро.
У меня не было группы, но был энтузиазм. Ричард, наш барабанщик, учился
на курсах и был готов подыграть, но сам курс интересовал его мало. Стюарт,
басист, тоже был на курсах, и я взял его с собой. И конечно же Стиви
из бара Halt Bar – его единственного было трудно заполучить, потому
что он был сыт музыкой по горло. И мне пришлось его уламывать.
Так был создан базис, а в январе на вечеринке я встретил Изобель. А
еще я слышал, что Крис, по крайней мере, знает как выглядит пианино.
Серьезно, это был критерий! И вот, в январе 1996 года мы все собрались
и отправились в колледж Stow. Обычно там ограничивались выпуском ЕР,
но я был воодушевлен, и Алан сказал, что можно подумать и об альбоме,
если мы будем работать быстро и не выйдем за рамки отведенной суммы.
Я немедленно написал 10 песен, нам дали денег на запись, мы отправились
в студию Ca Va в Глазго и за пять дней записали и смикшировали альбом.
У нас все вышло так, как мы хотели – музыка, оформление… Все было наше.
Но теперь самим студентам надо было решать, что делать с этой записью,
куда ее посылать, как ее рекламировать и т.д. Я был более чем счастлив,
занимаясь всем этим. Я ходил по магазинам, уговаривая их вывесить постеры,
был восхищен тем, что на пустом месте мы записали альбом. У меня была
и группа и альбом! Я знал, что все вышло хорошо, меня не очень волновало,
что будет дальше. Я был уверен в себе.
Становясь Belle & Sebastian
Tigermilk не мог получиться лучше. В тоже время он не был случайной
удачей. Это был результат тщательного планирования, основанного на моих
песнях и моём энтузиазме. Я сразу запланировал и написал новый альбом.
Мы не были настоящей группой, поэтому столкнулись с проблемами. Нам
предстояло стать настоящей группой. Мы не очень уверенно сыграли парочку
первых своих концертов. Далее была намечена поездка на север Франции
по программе коллежского обмена. На бумаге это выглядело хорошо, но
на практике - не очень. Мы со Стюартом спали в сырой постели в ужасном
отеле, нас плохо кормили, я все время мерз. Смысл был в том, чтобы отыграть
концерт, а на разогреве выступала французская группа Loch Ness! Собралась
куча народа. И они играли три часа! Толпа с ума сходила – это оказались
местные герои. А когда вышли мы, все сразу разошлись. Остались мы, студенты
из колледжа Stow и уборщик. В общем-то, это было справедливо, потому
что играли мы хреново. Мы сыграли печальную кавер-версию песни Associates,
Party Fears 2, потому что курсом руководил Алан Рэнкин
Легенда о Tigermilk
Кажется, это длилось целую вечность: у нас было 1000 пластинок и мы
должны были разослать 300-400 из них как рекламные образцы. Оставалось
600, и я бы в жизни не подумал, что мы так долго будем их распродавать.
Некоторые думают, что они расходились как горячие пирожки. Но это не
так. Я лично разносил пластинки по магазинам и тем людям, которые всем
этим интересовались. Я помню одну пластинку, которая стояла в окне магазина
Echo or Fopp' целую вечность! Много дисков мы раздали на вечеринке в
студии Ca Va. Тони Дагган, позже ставший нашим инженером, рассказывал,
что если бы он знал, что они будут столько стоить, он бы не побил их
тогда так много. Альбом стал легендой только после того, как все пластинки
были распроданы.
Настоящий бум случился накануне переиздания альбома в 2001 году на Jeepster.
До этого, люди, которые не смогли раздобыть Tigermilk, обвиняли нас
в элитизме. Но, у нас просто не хватало времени на переделку этого диска.
Надо было заново его отмастерить, сделать новую обложку и так далее.
Не знаю, как бы всё вышло, если бы я выпустил альбом самостоятельно.
Я был доволен тем контактом с Electric Honey и тем, как осуществлялась
рассылка. Мы вызвали к себе интерес. Будь всё в моих руках, я бы, наверное,
вел себя скромнее и разослал диск гораздо меньшему количеству людей.
Однако прорыв наступил благодаря радиоведущему Марку Рэдклиффу, который
именно от меня получил белый винил с альбомом. Ему то я бы отправил
диск в любом случае.
Мне кажется, первые шаги по раскрутке нужно делать самостоятельно, а
не полагаться на лейблы. Если у вас есть любимый ди-джей или музыкант,
и вам важно, чтобы он услышал ваши записи, просто напишите ему письмо.
Забавно, но Jeepster тогда упрекали нас, что было непрофессионально
отправлять письмо Джону Пилу, а потом, спустя годы, признались, что
им понравилась наша самомостоятельсть, так как это был более личностный
подход…
После окончания курса, Electric Honey должны были рассылать кассеты
по звукозаписывающим компаниям, но я хотел оставить кассеты себе. У
меня не было денег, поэтому, я попросил их у отца. Это обошлось ему
в кругленькую сумму - полторы тысячи фунтов, но потом он прилично наварился
на этом. Отец вовлечен в процесс - все время звонит в офис и спрашивает
как у нас дела, ведь половина прав на альбом - его. Вторая половина
- у группы. А когда было переиздание, и он получил половину прибыли,
отец был очень рад.
Кино всегда было важным источником вдохновения для Стюарта Мердока.
В ранние дни Belle & Sebastian это были фильмы Хэла Хартли, потом
была эпопея с саундтреком к фильму Тодда Солонца «Сказочник»… А сейчас
любимым занятием Мердока является просмотр DVD на ноутбуке. Вот 100
любимых фильмов Стюарта Мердока по состоянию на 4 марта 2004 года.
Энни Холл (Annie Hall) - мелодрама Вуди Алена (1976)
На последнем дыхании (A Bout de Souffle) - первый фильм Жан-Люка Годара
(1959)
Положение обязывает (Kind Hearts And Coronets) - черная английская комедия
Роберта Хеймера (1949)
Странная парочка (The Odd Couple) - комедия с Джеком Леммоном и Уолтером
Мэтто
Элфи (Alfie)
Чужероднее рая (Stranger Than Paradise) - дебютный фильм Джим Джармуша
Иисус Христос Суперзвезда (Jesus Christ Superstar) - экранизация мюзикла
Уэббера/Райса
Поговори с ней (Talk To Her)
High Hopes
Челюсти (Jaws)
Эта прекрасная жизнь (It's A Wonderful Life) - жизнеутверждающая драма
Фрэнка Капры (1946)
Пять легких пьес (Five Easy Pieces) - психологическая драма с Джеком
Николсоном
Париж, Техас (Paris, Texas) - драма Вима Вендерса
Крестный отец (The Godfather)
Преступления и проступки (Crimes And Misdemeanors) - трагикомедия Вуди
Аллена
В субботу вечером, в воскресенье утром (Saturday Night, Sunday Morning)
- драма Карла Рейша (1960)
Китайский квартал (Chinatown) - Джек Николсон в неонуаре Романа Поланского
Крутые парни (Goodfellas) - гангстерская драма Мартина Скорсезе
Одиночество бегуна на длинную дистанцию (The Loneliness Of The Long
Distance Runner) - экранизация рассказа Алана Силлито, под явным влиянием
которого Мердок написал песню «Одиночество бегуна на среднюю дистанцию»
Безумный Пьеро (Pierrot Le Fou) - фильм Жан-Люка Годара
Последняя деталь (The Last Detail) - комедия с Джеком Николсоном
Виски сколько угодно (Whiskey Galore) - английская комедия Майкла Болкона
Life Is Sweet
Гарольд и Мод (Harold And Maude) - черная комедия Хэла Эшби
Day For Night
О, где же ты был брат? (Oh Brother, Where Art Thou?) - комедия-мюзикл
братьев Коэн
Бедная корова (Poor Cow) - драма Кена Лоуча
Таксист (Taxi Driver) - драма Мартина Скорсезе с Робертом де Ниро и
Джоди Фостер
The L-Shaped Room
Прощайте, дети! (Au Revoir Les Enfants) - драма Луи Маля
Шампунь(Shampoo) - мелодрама Хэла Эшби с Уорреном Битти
Большой побег (The Great Escape) - военная драма со Стивом Маккуином
Une Femme Est Une Femme
Клуб Завтрак (The Breakfast Club) - подростковая комедия-драма Джона
Хьюза
Les Cousins
Сладкая жизнь (La Dolce Vita) - Федерико Феллини
The Railway Children
В джазе только девушки (Some Like It Hot) - Мэрилин Монро в комедии
Билли Уалйдера
Трейнспоттинг (Trainspotting) - драма из жизни шотландских любителей
секса, футбола, наркотиков и рока
Касабланка (Casablanca) - триллер-мелодрама с Хамфри Богартом и Ингрид
Бергман
39 ступеней (The 39 Steps) - триллер Альфреда Хичкока
Бетти Блю или 37.2 по утрам (Betty Blue) - драма Жан-Жака Бенекса
Лихорака субботнего вечера (Saturday Night Fever) - Джон Траволта в
диско-мюзикле
Братство кольца (The Fellowship Of The Ring) - первая часть трилогии
«Властелин колец»
Дэнни Роуз с Бродвея (Broadway Danny Rose) - комедия Вуди Аллена
Звуки музыки (The Sound Of Music) - мюзикл с Джули Эндрюс
Ограбление по-итальянски (The Italian Job) - крминальный фильм 60-ых
с Майклом Кейном
Дорогой дневник (Dear Diary)
Бешеные псы (Resevoir Dogs)
Вили Вонка и шоколадная фабрика (Willie Wonka And The Chocolate Factory)
- сказка по книге Роальда Даля
Вальсирующие (Les Valseuses) - трагикомедия с Жераром Депардье и Патриком
Деваэром
Двойная жизнь Вероники (The Double Life Of Veronique) - психологическая
драма Кшиштофа Кешльевского