> Belle & Sebastian
> Mojave
3
> Neil Halstead
>
Rachel
Goswell
> Ladybug Transistor
>
The Essex Green
>
Aden
>
Beachwood
Sparks
> Camera Obscura |
>
Альтернативный фолк
Еще лет двадцать
назад среди западных музыкальных журналистов бытовала шутка – отгадайте
ругательство из четырех букв, первая – F, последняя - K. Ответ – FOLK.
Музыка, попадающая под это определение, считалась скучной, устаревшей.
Так было, пока в начале 80-ых не пришли The Pogues и
не родилось парадоксальное сочетание «фолк-панк», зачастую означавшее
исполнение традиционного фолка на сверхзвуковых скоростях со всей электрической
мощью не слишком трезвых вчерашних панков. Скоро оказалось, что дело не
в скорости, а в способности органично сочетать мелодику и инструменты
фолка с современным рок-звучанием, то есть по преимуществу с гитарным
пост-панк-саундом. Желающих попробовать набралось достаточно, тем более
что элементы фолка звучали вызывающе оригинально на фоне синтетически-помпезной
музыки 80-ых. К концу десятилетия вовсю употреблялся термин new roots,
то есть новая корневая музыка. А под корнями подразумевался пресловутый
фолк, элементы которого более или менее явно проскальзывали у Трэйси
Чэпмен, Сьюзан Вега, Ника Кэйва,
Мишель Шокд, Билли Брэгга, The
Men They Couldn`t Hang, Cowboy Junkies, Violent
Femmes и многих других известных артистов. Признаками новой корневой
музыки считались сильные тексты, повествовательная манера исполнения и
базирование на простых песенных формах с минимум аранжировочных украшательств.
Конечно же, это был не первый удачный брак фолка с современным роком.
Конечно же, была жизнь и до того – золотой век британского фолк-рока первой
половины 70-ых (Fairport Convention, Steeleye
Span, Ричард Томпсон, Albion Band,
Сэнди Дэнни, Джун Тэбор). И это, не
говоря о Бобе Дилане, Доноване, Саймоне
с Гарфанкелом… Но это же было так давно, и если что и было в
их музыке толкового, то забылось и мхом поросло, оказалось затоптано ботинками
панков и хард-рокеров. Однако в том и состоит сила фолк-музыки, что она
испытана и отфильтрована веками, поэтому для неё переждать лет десять-двадцать
– совсем не проблема.
Новая корневая музыка прогремела сенсацией в конце 80-ых, но была таковой
недолго, уступив место более массовым жанрам. То, что могло быть названо
альтернативным фолком, снова оказалось в жанровой резервации за пределами
внимания крупных радиостанций и телеканалов. В 90-е соединение фолка и
рока породило новый жанр – альтернативный кантри, когда самая традиционная
форма американской народной музыки была скрещена с неопсиходелией и пост-роком
или просто получила жесткую электрогитарную подложку (16 Нorsepower,
Уилл Олдхэм, Wilco, Джонни Дауд
и др.). Подвидом этого жанра стал desert rock, то есть пустынный рок,
олицетворяемый группами из Аризоны Giant Sand и Calexico.
Великобритания, а точнее Шотландия, спровоцировала новый виток популярности
фолк-рока, родив Belle & Sebastian, которые после
третьего альбома неожиданно перескочили с уровня культовых артистов в
разряд национальных звезд. Это аукнулось немедленной волной последователей
в континентальной Европе и США. Belle & Sebastian
исповедовали более деликатный симбиоз полуакустического фолк-саунда с
общим инди-подходом и заимствованиями из поп-музыки 60-ых. Ida,
Aden, Ladybug Transistor, Essex
Green – все эти американские группы так или иначе следовали британской
модели фолк-попа.
Стоит сказать, что термином фолк-рок или поп-фолк в принципе можно назвать
что угодно, поскольку у любого музыканта нет-нет, да и прорвется через
электрические дебри аранжировок нечто первичное, народное. Группы же делающие
ставку на акустический саунд просто обречены на попадание в фолк-раздел
музыкальной классификации. Поэтому стоит хотя бы разграничивать американскую
фолк-традицию, более грубоватую и не избежавшую блюзовых влияний, и британо-европейскую,
более утонченную, уходящую корнями к средневековым трубадурам и балладам
придворным сочинителей. Первую разновидность фолк–рока сейчас олицетворяет
уже упоминавшийся альтернативный кантри, вторую принято называть сhamber
pop (то есть камерный поп), и все это вместе будет именоваться alternative
folk. Альтернативность здесь заключается в нежелании заниматься копированием
звучания трехсотлетней давности, - вместо этого предлагается соединить
главные достоинства традиционной фолк-музыки с техническими достижениями
и творческой свободой последних десятилетий.
Альтернативный фолк не является закрытым гетто, поскольку традиционные
песенные формы служат основой практически для всего современного рока,
и эти корни время от времени прорываются то в сэд-коре, то в пост-роке,
а то и в более радикальных жанрах. «Чтобы стоять, я должен держаться корней»,
- написал 25 лет назад перспективный российский музыкант, и в этом случае
он был прав.
Сергей
Осипов
|
|