Для Нила Халстеда и Рейчел Госуэлл из Mojave 3 звуковые эксперименты -
это не новость. Первый состав Slowdive занимался именно играми с неопределенной
атмосферой, прежде чем погрузился - не столь удачно - в амбиентную электронику.
Теперь, с новым синглом 'Who Do You Love' они разыгрывают более традиционную
карту с плывущими многослойными гармониями и усыпляющей игрой.
Хоть иногда все это напоминает о днях глазения на собственные кеды, основа
сместилась от фидбэка к эмоциональной пасторальной полу-акустике. Чтобы
присовокупить кантри-окрашенный перезвон, они даже пригласили стил-гитариста
Би Дж. Коула, который играет в 'Baby's Coming Home'. В конце выступления
Халстед видит в первом ряду Бернарда Батлера и улыбается. Добро пожаловать
в Mojave 3. Не столько шу-гейзинг, сколько стар-гейзинг.
Это длинная, пыльная, иссохшая дорога - из Ридинга через Slowdive к этому
клубу на севере Лондона. По дороге несколько подсаженных попутчиков успели
пропустить по стакану бурбона с Нилом Халстедом и Рейчел Госуэлл на заднем
сидении их «Кадиллака» - Ник Дрейк, the Eagles, Грэм Парсонс и даже, возможно,
пара человек из Bee Gees.
Сегодня Mojave 3 не могут не очаровывать своим сомнительным эклектизмом.
Еще только середина концерта, но уже наступил тот золотой час, когда опьянение
случилось, но еще не наступили неизбежные вин`а и сожаление. Нил бередит
наши раны историями о разбитых сердцах и загубленных жизнях в 'Yer Feet'
и 'All your Tears', историях любви, которая падает с пустынных небес цвета
индиго. Это полностью убедительные и изящные песни, на тысячи миль опередившие
более прилежные и изощренные поделки их современников. Обеспечив себя
значительной свободой маневра на основе свой музыкальной коллекции, Халстед
путешествует вдоль и поперек музыкальной географии, подобранной по цвету
и тону его героев.
Герой стил-гитары и недавний рекрут Verve Би Дж. Коул проголосовал на
обочине, чтобы его подобрали в сегодняшнюю поездку, и его игра гармонирует
с ней, лишенной апломба и напыщенности Эшкрофта и компании. Это скорее
не представление, а замедление.
Прошло несколько месяцев с тех пор как Mojave 3 последний раз играли в
Нью-Йорке (в поддержку американского релиза своего альбома Excuses for
Travellers), но оказанный им теплый прием не стерся из памяти. Доказательство
– набитый зал Bowery Ballroom, хотя по соседству выступают другие достойные
группы – Low, проект Нила Олдхэма Anomoanon и британские звезды Coldplay.
Mojave 3 добились значительного прогресса со времени своей предыдущей
инкарнации как Slowdive - пристально разглядывавшие собственный пуп шугейзеры
начала 90-ых. Наиболее очевидный контраст между Slowdive и Mojave 3 заключается
в том, что последние подхватили музыку кантри и смешали ее с доморощенным
попом и фолком, создав звучание с одной стороны американизированное, с
другой - узнаваемо британское.
Есть также заметная разница между тем, как Mojave 3 изящно соединяют две
национальные традиции, и менее успешными маневрами других британских групп
относительно американской поп-культуры. Наблюдая за Mojave 3, я не мог
не думать о другой английской группе, the Manic Street Preachers, в преддверии
исторического выступления в Гаване. The Manics избрали Кубу в качестве
площадки своего ожидаемого концертного камбэка во многом из-за желания
противостоять американизации мировой культуры, симптомом чего в данный
момент, согласно Ники Уайру, является популярность в Британии таких отвратительных
групп как Limp Bizkit. Позиция The Manics проигрывает не только из-за
их нежелания признать собственную принадлежность к капиталистической системе,
она еще и исторически наивна. Они, как будто не в курсе, что и сами ведут
свою родословную от импортированного в 50-ые американского рок-н-ролла.
И разве не была британская поп-культура насквозь американизированной еще
в середине 60-ых?
Музыка Mojave 3 ненавязчиво доказывает, что влияние американской культуры
в мире – это не только массовое потребление продуктов типа Limp Bizkit,
Эминема или Бритни Спирс. Американский культурный экспорт сильнее и разнообразнее.
Более того, музыка группы подразумевает, что американское влияние не обязательно
ужасно – все зависит от того, что потребитель или в данном случае артист
делает с этим культурным продуктом.
Прошлой ночью было абсолютно логичным, что концерт открывал лос-анджелесский
Sid Hillman Quartet, который, несмотря на странное название - подразумевающее
некий реликт, чьи пластинки вы можете найти в дедушкином ящике с пластинками
на 78 оборотов – продемонстрировали прямую ссылку на традиции, из которых
черпают Mojave 3. Вокалист-гитарист Сид Хиллман – это племянник Криса
Хиллмана. участника the Byrds, чьи записи, а особенно альбом 1968 года
Sweetheart of the Rodeo – основополагающие работы для современного альт-кантри.
Но есть и более значимые вещи для the Sid Hillman Quartet чем прически
и генеалогия. Уверенная игра группы (особенно в таких песнях как "Hope")
заставила меня переосмыслить устоявшееся мнение, что понятие «разогревающей
группы» должно быть выброшено на помойку. На протяжении всего концерта
задушевный голос Хиллмана, уместная гитарная атмосфера Рэймонда Ричардса
и мощная ритм-секция Джима Чейдлера и Майкла Тэклендера соединились в
мощную разновидность мрачного рока с мимолетными психоделическими оттенками.
Когда Mojave 3 заняли сцену, это было сделано в их фирменной скромной
манере. Они начали с одного из самых медленных номеров за весь вечер -
"My Life in Art", с Excuses for Travellers. Эта версия песни
сразу продемонстрировала главную мощь группы – уверенный и точный вокал
Нила Халстеда, его замечательные переплетения с Рейчел Госуэлл, нарастающий
Hammond и призрачная стил-гитара (Реймонд Ричардс из the Sid Hillman Quartet).
Половина сет была взята из второго и возможно сильнейшего альбома Mojave
3, Out of Tune (1998). Если хрупкая "Caught Beneath Your Heel"
базировалась на дуэте Госуэлл и Халстеда в их наилучшем виде, то вокальная
виртуозность Халстеда была продемонстрирована на среднетемповой "Yer
Feet", где он тонко напомнил "Visions of Johanna" Дилана.
Некоторые песни, к примеру "Some Kinda Angel", "Keep it
All Hid" и "Give What You Take" – были сыграны чуть более
жестко, чуть более быстрее чем студийные версии. Завораживающим стало
умение Халстеда в "Give What You Take" трансформировать банальный
припев «ла-ла-ла» в поэзию.
Несмотря на изящное исполнение "In Love With a View" и нил-янговскую
"When You're Drifting", центральным треком вечера стала мрачная
и мощная "Mercy" из дебютного альбома 1996 года Ask Me Tomorrow.
Mojave 3 может быть начинали в скромной манере, но под конец пришли на
пике формы, соединив интенсивность песенных структур с мощным гитарным
завершением. Появившись после вызовов на бис с заслуженными напитками
и сигаретами в руках, группа казалась более расслабленной. После "Baby's
Coming Home" и преимущественно акустической "Trying to Reach
You", Mojave 3 завершили вечер прекрасной версией "Who Do You
Love". Эта песня – замечательно передающая дух, музыкальный и вокальный,
Ника Дрейка периода Bryter Layter - привела Mojave 3 к завершению полного
круга, от их истоков в явной американской традиции к их более непосредственным
корням в британском фолк-попе.