Звучащий как смесь Боба Дилана с Томом Петти, этот ненавязчивый звенящий
трек может заставить вас подпевать, даже если вы станете сопротивляться
этому желанию. Он не будет большим хитом, но я надеюсь, найдет свое место
в плей-листах некоторых радиостанций. В качестве бонуса присутствует концертная
версия Yer Feet, записанная на фестивале Semana da Juventude в Португалии
под аккомпанимент фейерверков на заднем плане. Здесь также есть акустическая
версия дилановской Girl From The North Country.
Кто ждал крутого стилистического разворота? Скорее всего, никто. А он
есть? Конечно же, нет. Альбом номер четыре, Spoon and Rafter, это еще
одно достойное дополнение к дискографии Mojave 3, чей лидер Нил Халстед
упорно создает собственный фонд очаровательных, горько-сладких, запоминающихся
песен, которые заслуживают все те сравнения - с иконами британского фолка
60-ых и американскими кантри-рокерами - которые сыпались на него за эти
годы.
Не хотелось бы о грустном, но басистка Рейчел Госуэлл исполнила в этом
альбоме свою наименее значительную за все время роль; помимо малозначительных
подпевок она не спела ни одной лидер-вокальной партии в альбоме - ни одной.
Это обстоятельство противоречит тому факту, что альбом в целом кажется
более естественной и коллективной работой, чем прежде. Возможно, это чувство
проистекает из того, что альбом был записан в их собственной студии, позволив
им работать в своем собственном ритме. Песни остались простыми, хотя взаимодействие
между инструментами стало более сложным и живым, чем раньше, с маленькими
сюрпризами, такими как мерцание глокеншпиля, волны Moog или дрожание терменвокса,
легко сливающимися воедино.
После того как группа основательно поработала со звуком своего второго
альбома, их дебютная работа все более и более кажется лебединой песней
Slowdive. И в самом деле, разница между последовавшими записями столь
невелика, что достаточно будет прослушать всего один из этих альбомов.
Так что Spoon and Rafter не заставит Райана Адамса выглядеть более фарсово,
чем он обычно есть, но заслуживает хотя бы половину того внимания, которое
имеет каждый релиз Wilco.
Семь лет назад Mojave 3 восстали из пепла Slowdive, но послушать их, так
время словно остановилось. С тех пор как фолк-мелодиям было позволено
сиять сквозь гитарную дымку, окутывавшую музыку Slowdive, лидер группы
Нил Халстед заслужил кучу завидных сравнений в диапазоне от Боба Дилана
до Ника Дрейка. Если говорить о настроении и атмосфере, то самые барочные
работы Ника Дрейка (Bryter Layter) и вправду годятся для сравнения, но
помимо этого все не так уж хорошо. Просто Халстед не автор-исполнитель
в традиционном смысле этого слова: его песни сфокусированы не на текстах,
а на текстуре, выводя аранжировку на первый план.
Навыки Халстеда в сочинении отличных аранжировок вполне проявились в Spoon
& Rafter, и его музыка остается не хуже и не лучше чем в любом из
трех предыдущих альбомов Mojave 3. Как обычно вокал Халстеда размерен
и спокоен на протяжении всего альбома, его сонный тенор едва возвышается
над шепотом, а чаще опускается к обычному шепоту. В "Bill Oddity",
как и в любом из треков альбома, его расслабленный вокал оказывается в
центре внимания, но в данном случае аранжировка делает из песни поп-песню
– это веселый (по крайней мере, по стандартам Mojave 3) трек, несущийся
на бренчащих гитарах и ритме, напоминающем Jesus & Mary Chain эпохи
Stoned & Dethroned. Но истинная вершина – это "Battle of the
Broken Hearts", где стихи украшены тихим глокеншпилем и терменвоксом,
а ударный припев сопровождается аккомпанементом фортепиано и виолончели.
Одна перемена к худшему отличает Spoon & Rafter от прочих альбомов
Mojave 3 – обладательница ангельского голоса, басистка Рейчел Госуэлл
больше не поет основных партий, она полностью ушла на подпевки. Это еще
более выдвигает на первый план монохромность группы, хотя они изо всех
сил пытаются раскрасить свою музыку «мугами» как в "Tinker's Blues"
или банджо как в "Between the Bars". Последняя песня обладает
сильнейшим кантри-привкусом из всех, с одинокой гармоникой и назойливой
стил-гитарой, вьющимися вокруг вокальных гармоний Халстеда и Госуэлл.
В конце концов, Mojave 3 все же приятная группа, но приятная не настолько
чтобы иметь в коллекции больше одного их альбома. Если вам интересно –
а любому поклоннику Mazzy Star, Acetone, the Cowboy Junkies и прочей музыки
этого рода должно быть интересно – то надо выбрать один альбом и покончить
с этим. Spoon & Rafter, в основном из-за уменьшившегося присутствия
Рейчел Госуэлл, не годится на роль этого одного альбома. Хотя если вы
найдете его по дешевке, то разочарованы не будете.
Четвертый альбом расслабленного акустического блаженства от Нила Халстеда
и компании демонстрирует эксперименты в инструментарии и новых участников
в процессе оттачивания уже знакомого саунда. Это по-прежнему блаженство,
но переменчивое. Вышедший вслед за восхваленным критикой сольным альбомом
Халстеда Sleeping On Roads (2002), это первый альбом группы за последние
три года, и он выходит в то время, когда басистка Рейчел Госуэлл планирует
собственный релиз. С таким количеством сольных проектов просто удивительно,
что Spoon And Rafter все же увидел свет.
Впервые после Excuses For Travellers группа добавила фортепиано и глокеншпиль
к основному набору инструментов в лице стил-гитары, акустической и электрической
гитар, барабанов и баса и убрала орган Hammond. Также - в наличии гармоника
Халстеда, которая всегда придает атмосфере некоторый оттенок пляжной вечеринки.
В итоге мы получили вполне узнаваемых Mojave 3, с одним отличием в звучании
– теперь это работа сотрудничающих людей, а не проект во славу Нила Халстеда.
Помогавший Халстеду в сольной работе Ник Холтон снова оказался рядом,
чтобы добавить синтезаторных звуков в Tinkers Blues и Bill Oddity. И подпевки
Госуэлл, эта часто использовавшаяся дуэтная фишка первого альбома, Ask
Me Tomorrow, также возвращены на Writing To St Peter. Объединенные вместе,
они наводят на мысль, что группа обнаружила, что может использовать весь
набор своих средств, а не фокусироваться на чем-то одном.
Spoon And Rafter звучит слаженно и коллективно, пусть даже его теплота
оттенена печалью. "Почти в каждой песне есть что-то насчет разбитого
сердца", - говорит Халстед. Он прав - даже веселая She's All Up Above
об этом. Этот альбом не так просто полюбить как прошлые мелодичные записи
группы, но здесь достаточно причин, чтобы поклонники еще немного сохранили
верность группе.