Журналисты любят изобретать неологизмы. К примеру "прогрессив-кантри",
"континентальный кантри", "кантри-рок" были лишь немногими
из перечня терминов, которыми критики описывали музыку Грэма Парсонса
с группами the International Submarine Band, The Byrds (Sweethearts Of
The Rodeo), the Flying Burrito Brothers. Потом он практически довел до
совершенства эти звуки высокого одиночества на своих сольных альбомах.
Парсонс считал, что ни один из этих терминов (особенно презираемый им
кантри-рок) не передавал сущности того, что он хотел сделать. Вместо этого
выпускник Гарварда выдвинул выражение "американская космическая музыка",
термин более пророческий, чем практический (можете представить себе его
на стендах в музыкальном магазине?), но, тем не менее, именно его он считал
лучшим описанием своего "космологического" слияния американских
жанров (кантри, рок, блюз, блюграсс, госпел) в оцененный всеми новый звук.
Парсонс предсказал смешивание жанров в будущем, и это действительно произошло
- особенно явно в кровосмешениях, родившихся вокруг бульвара Сансет. Это
звучит подобно цитате из рок-н-ролльного аналога Ветхого завета, но, тем
не менее, The Byrds и Buffalo Springfield породили Crosby, Stills, Nash
& Young, The Byrds породили The Desert Rose Band и так далее и далее,
пока все они не исчезли или не стали жвачкой для FM-радио
Несмотря на попытки популяризации, американская космическая музыка никогда
не воспринималась серьезно - кроме упертых фэнов Грэма Парсонса или историков
музыки - и неизбежно растворилась в песках времени.
А теперь - нам пора снова поднять космическое знамя, потому что нет более
подходящего названия для музыки, которую делают лос-анжелесские Beachwood
Sparks на своем одноименном дебютном альбоме. Beachwood Sparks - это ритмичный
и лаконичный звук траурно-сладких гитарных аккордов, наполненный теплым
и хрупким вокалом, гармониями в духе Beach Boys периода Smile, органными
риффами в стиле «Olivia Tremor Control встречаются с Interstellar Overdrive»
и стонами старой стил-гитары. Все это звучит, как должны были бы звучать
Buffalo Springfield образца 1967 года, подвергшиеся криогенной заморозке
и пробужденные сегодня, или как бы звучал первый сольный альбом Нила Янга
без струнных аранжировок Джека Ницше или женских подпевок.
Однако, с тех пор утекло много воды, и Beachwood Sparks на общем фоне
занимают гораздо меньшую территорию, чем мог вообразить в свое время Парсонс.
Несколько под-жанров, появившихся в недавнее время, также слились в ретро-мозаику
Beachwood Sparks: здесь и сцена 80-х Paisley Underground (the Rain Parade,
the Long Ryders), нэвел-гейзеры 90-ых (Sparklehorse, Idaho, Radar Bros.),
вроде-бы-должны-быть-альт-кантри-но-не-называйте-нас-так-теперь группы
(The Jayhawks, Wilco, Pernice Brothers) и честные twee-попперы (the Pastels,
the Field Mice, Trembling Blue Stars).
И как же группа описывает свой саунд? Клавишник и стил-гитарист Дэйв Шер
использует более поэтический образ: "Представьте обложку нашего диска:
прекрасное море, пляж, ведущий к горам, полное звезд небо и пустыня за
всем этим".
В добавление к очевидному влиянию Грэма Парсонса Дэйв говорит, что они
также поклонники "более новых групп, таких как Can, Joy Division,
New Order, Dinosaur Jr., Sonic Youth, Primal Scream и the Rain Parade.
Мы любим старую психоделию, и фрикбит, и кантри, и соул, и джаз, и даб.
Так или иначе, это было неплохое столетие. Так что звук группы - это смешение
любых этих компонентов; определение отклонений в рецептуре мы оставляем
химикам, банкирам и так далее".
Басист/вокалист Брент Рейдмейкер однажды сказал журналисту, что «…Дэвид
Кросби и Грэм Парсонс не росли под звуки Sonic Youth или Dinosaur Jr.
Мы нормально себя чувствуем, когда наша кантри-песня перерастает в спейс-рок.
Я помню такие концерты, когда мы выходили на сцену и говорили: «Никаких
песен! Мы отправляемся в открытый космос». Правда, сейчас мы тяготеем
к более традиционным песням и аранжировкам».
Beachwood Sparks возникли из предыдущего проекта Рейдмейкера и гитариста-вокалиста
Криса Ганста Further, чьи релизы середины 90-ых на собственном лейбле
Рейдмейкера Christmas Records заслужили больше внимания, чем получили.
Главное достижение группы, Golden Grimes, был выпушен в Англии лейблом
Алана Макги. Они даже тусовались с Primal Scream и Ride во время турне
по Британии, споря, могут ли британцы по-настоящему въехать в каньонный
рок-саунд. «Если хочешь, то можешь надеть ковбойскую шляпу, - говорил
им Рейдмейкер. - Но при этом ты будешь по-прежнему играть музыку северной
Англии». Further распались в 1997 году.
Рейдмейкер и Ганст (который одновременно возглавлял пост-рок-группу Strictly
Ballroom) стали играть вместе с Дэйвом - и все это происходило недалеко
от тех мест, где выросла семейка Уилсон и возникли the Beach Boys.
Обнаружив, что классический калифорнийский West Coast - саунд - это важная
составляющая корней группы, упомянем, что за исключением уроженца Флориды
Рейдмейкера все остальные the Sparks - Шер, Ганст, барабанщик Аарон Спершке
[экс-Miracle Workers, экс-Schleprock и в настоящее время Lilys] - уроженцы
Калифорнии и горды этим.
Дэйв продолжает путешествие в прошлое. «После наших первых концертов в
1997 году, мы сделали перерыв, барабанщик Том Сэнфорд, и гитарист/автор
песен Джош Шварц присоединились к группе. В результате, наше звучание
изменилось. У нас были отличные концерты, и мы выпустили сингл на Bomp
["Desert Skies"/"Make It Together"]. Примерно в это
же время Аарон Спершке, ударник the Lilys, вернулся в Калифорнию и стал
играть с нами».
Изменения в составе не закончились. Шварц вскоре ушел, унеся с собой влияние
Big Star, то что Шоу называет их бабблгам-гранью. Перкуссионист Пит "Саночник"
Кинн также покинул группу в прошлом году.
Первый концерт Beachwood Sparks состоялся в июне 1997 года в неработающем
ныне клубе Hollywood Moguls, а через несколько месяцев они обрели статус
местного культа и были приглашены на восточное побережье, чтобы участвовать
в числе тридцати новых групп в the CMJ Music Marathon.
The Sparks вернулись на Западное побережье и начали концертую деятельность
от Сиэттла до Сан-Диего. Они были шокированы, увидев подростков, которые
искренне подражали их традиционному западному стилю в одежде.
Прошлым летом, когда группа разогревала the Lilys в the Whiskey A-Go-Go,
Рейдмейкер представил первую песню словами: «Это наш первый сингл, который
вышел, предположительно… в 1963 году» Если закрыть глаза во время исполнения
"Desert Skies", возникшие ощущения заставят нас в это поверить.
На какое-то время они стали почти постоянным составом Lilys, гастролируя
с Кертом Хисли после выпуска The 3-Way. Керт даже провел лето в доме Спрешке
в Калифорнии.
Свой первый альбом они записали за три недели в коннектикутской Studio
45, в компании старого знакомого, продюсера и инженера Майкла Деминга.
О первом треке альбома "Desert Skies" Шер сказал: «Крис написал
слова, и они сами все объясняли. Это отличный способ начать альбом. В
этих словах сказано все о наших чувствах. Вот почему нам нравится играть
эту песню. Мне слышится здесь эхо 'Here We Are In The Years' Нила Янга,
'Isn't It A Pity' Джорджа Харрисона или 'Away From The City' The Summer
Hits. Музыка за этими словами меняется вместе с нами. Время способствует
этому, не так ли?»
Дэйв Шер играет на гитаре и клавишных в Beachwood Sparks, лос-анжелесском
ансамбле, который восстал из пепла Further и выпустил два альбома - Beachwood
Sparks (Subpop, 2000) и Once We Were Trees (Subpop, 2001) в стиле вычурного
фолк-рока. Их дебютный альбом ознаменовал переход от нойз-рока к альт-кантри
в той же степени, в какой альбом Grateful Dead "Workingman's Dead"
обозначил переход от эйсид-рока к кантри-року. Однако их второй альбом
- это заявка на новый жанр, возвышающийся над их истоками.
Расскажите,
как группа собралась вместе?
Это началось
вокруг лос-анжелесской радиостанции KXLU. Крис Ганст и я были студентами
и диск-жокеями, и мы тогда все время крутили Further.
К сведению:
Further выпустили Grip Tape (Christmas, 1993), Sometimes Chimes (Christmas,
1994), the EP Grimes Golden (Runt, 1994) и Next Time West Coast (100 Guitarmania,
1996).
Ближе к концу,
примерно в 1995 году, Крис присоединился к ним как гитарист. Потом Further
распались, но Крис поддерживал контакт с басистом Брентом Рейдмейкером,
и они задумали новую группу. Я купил стил-гитару и стал ирать с ними.
Изначальная концепция была в том, чтобы использовать американские музыкальные
формы 19-20 веков, наследие таких классических групп как the Beach Boys,
the Byrds, the Burrito Brothers, the Buffalo Springfield.
Главным
влиянием для первого альбома был Грэм Парсонс, но также есть треки, сделанные
под влиянием психоделического периода Byrds и Big Star. По прошествии
времени, что ты думаешь о первом альбоме?
Нам нужна
было точка отсчета, некая общая почва, чтобы начать работу. Так что мы
избрали корневую американскую музыку. Мы слушали много музыки когда работали
на радио, все наши друзья были коллекционерами записей, так что рано или
поздно мы должны были заново открыть старые альбомы и полюбить их. Группы
типа the Buffalo Springfield звучали абсолютно фантастически. Это был
тот звук, на который мы хотели бы ориентироваться. Мы разделяли любовь
к музыке западного побережья, мы их очень высоко ценили и использовали
как трамплин. Но мы не хотели ограничивать себя, мы не хотели быть просто
"ретро", нам этого было мало. Мы пытаемся создать эмоциональную
нишу, где будет больше мощи чем в обычном стилевом ярлыке.
Звук
первого альбома полон коротких сюрреалистических экспериментов со звуком,
которые иногда впечатляют больше чем сами песни. Это такое второе я или
это ваше новое направление?
Единственное
сознательное решение лежало в основе: мы начинаем с американской корневой
музыки. Дальше во время записи может происходить все что угодно, многие
из этих импровизацией были сделаны прямо в студии. Магнитофон был включен,
и мы играли без репетиций. Когда ты играешь, то не надо сидеть и дискутировать,
ты просто играешь. Чем больше ты играешь, тем больше ты понимаешь, как
следует играть с остальными.
Там
есть такая композиция The Sun Surrounds Me, чей радостный ритм и дрожащий
орган напомнили мне Grateful Dead. Добавьте коду из негромких шумов и
торжественной тибетской мантры на заднем плане...
Я не удивлен
тем, что ты слышишь the Grateful Dead на нашем альбоме. И я, и наш барабанщик
ходили на концерты Grateful Dead еще детьми. И the Grateful Dead несомненно
принадлежат к области американского подсознательного, так как люди разных
социальных групп ассоциируют себя с их музыкой. Но мы из этого классического
стереотипа делаем нечто другое, кода к примеру была сымпровизирована в
студии, и это была спонтанная реакция. Мы сделали небольшое завершение
этой композиции с шумовым скрэтчем Криса на гитаре, потом мы стащили мелотрон
и использовали его синтетический "вокал" для эффекта мантры.
И вот так все и вышло.
В
этом альбоме важную роль играют мелодии. You Take The Gold, Hearts Mend
и еще некоторые песни могли бы быть поп-хитами.
Мы специально
не стараемся написать такие песни, чтобы люди напевали припев. Мы не ставим
мелодию выше остальным компонентов песни, но это процесс сочинительства,
это то, что делает песню песней. Да, в идеальном мире наверное они стали
бы поп-хитами, но в этом мире мы не пишем хиты.
Ваши
тексты имеют мрачную направленность. И еще вы делаете кавер-версию Шаде
By Your Side, которая является квинтэссенцией меланхолии.
Все наши
песни грустные. Некоторые намеренно, некоторые нет, но все они погружены
в мрак, мы говорим о "замешательстве" и "темных временах".
Эти темы повторяются снова и снова. Мир был мрачным и до 11 сентября.
Это не ощущалось на пороге вашего дома, но мрачного было достаточно
Инструментал
Jugglers Revenge и экспериментальная The Good-Night Whistle возможно слишком
коротки. Это намеки на то, что от вас следует ждать в будущем?
Скажем так
- к концу альбома мы стали исследовать новую территорию.
Кого
из музыкантов вы можете назвать своими единомышленниками?
Я бы хотел
упомянуть английские группы the Delta и the Clientele, а также наших друзей
Tyde и Dntel.
Чем
вы занимаетесь в настоящее время?
Я учусь «раскрашивать» звучание альбом на новом аппарате. Я только сегодня
ее получил и поеду в Мексику, чтобы обучиться управляться с этой техникой
в спокойной обстановке. Группа отдыхает после долго турне. Крис уехал
в Сиэттл, а Бретт остается здесь, в Лос-Анджелесе. Все мы продолжаем экспериментировать.
Я надеюсь, что это принесет новые перспективы, исходя из которых мы будем
строить наш саунд.