Шугезйеры знают имя Рейчел Госуэлл как голос прекрасных и ныне несуществующих
Slowdive. В последнее время она помогала коллеге по группе Нилу Халстеду
с его проектом Mojave 3, но теперь она, наконец, выступила с сольной
работой.
Как в случае с Mojave 3 и Slowdive, сольные песни Госуэлл выстроены
по единому принципу: простые, красивые, запоминающиеся мелодии. Наполненные
одним из чистейших голосов, что ложился на запись в последние годы,
такие мелодии - это обычное дело для Госуэлл. Что ее подводит на Waves
Are Universal - это песни. Есть моменты, когда она позволяет сложности
подавлять простые ритмы и умалять красоту. Но это скорее исключения,
чем правило.
Этот альбом ставит ее точно в ряд артистов типа Шон Колвин, тех, кто
создает маленькие тайны и воздушные сказки, интерес к которым сохраняется
в вашем мозгу много позже после последнего аккорда. Deelay радостно
запрыгивает вам в душу, No Substitute стелит голосовые слои один поверх
другого - с ангельским эффектом, а Thru The Dawn ярко самовыражается
в компании атмосферного вибрафона.
Эта магия позволяет простить ей вялую инди-аффектацию, когда пещеры
Чизлхерста и Кэмден-роуд наделяются амбиентными свойствами, а мать-природа
льет дождем аж в двух треках! Чего еще можно было ожидать от экс-шугейзерши?
Положение дел таково, что Waves Are Universal просто прекрасен. Мягок
как шелк и пышен как луг, невесомый, небесный и нежный. Как Mojave 3
получили признание, несмотря на свое несовпадение с музыкальной модой,
так же будет и с Рейчел Госуэлл.
На протяжении 15 лет Рэйчел Госуэлл была известна сначала как участница
Slowdive, а затем как одна третья часть Mojave 3. В первой группе и
на дебюте Mojave 3, Ask Me Tomorrow, Госуэлл делила обязанности вокалистки
с лидером группы Нилом Халстедом, но в последовавших трех альбомах Халстед
сам пел все песни кроме одной - "Comin' Home" с альбома Excuses
for Travelers (хотя он ее написал). Гибкий и экспрессивный голос Госуэлл
всегда казался потенциальным контрапунктом шепоту Халстеда, но это так
и осталось неиспользованным резервом. Вместо того ее отставили на роль
басистки со случайными подпевками, определенно к возмущению фэнов, отчаявшихся
услышать больше песен от женщины, которая придала "Love Songs on
the Radio" ее элегантность. Поэтому сольный дебют Госуэлл, озаглавленный
Waves Are Universal, кажется не просто запоздалым, но еще и связанным
с большими ожиданиями толпы нетерпеливых фэнов.
В первом треке альбома, "Warm Summer Sun", Госуэлл встречает
эти ожидания лицом к лицу. Поверх мягкого гитарного бренчания она поет
о том, как страдает без движения вперед и решает «не тратить время на
вещи, которые лишают меня чувственности». Ударные и гитара вступают
во втором куплете, и так постепенно строится песня.
Потом громко и расстроено вступают ирландские трубы словно Шьямаланский
трюк в конце фильма, заставляющий пересмотреть все виденное до той минуты.
Внезапно оказывается, что песня - это не просто милое заявление, но
объявление о возрождении карьеры. Если начало кажется дистиллированным
вариантом Mojave 3, то трубы являются аналогом ревущих гитар Slowdive:
Госуэлл нашла скрытые связи между ее пасторальностью ее нынешней группы
и шугейзерством прошлого состава.
К несчастью, мало что на Waves Are Universal оправдывает обещания "Warm
Summer Sun", хотя пара песен подходит довольно близко: "Deelay"
накладывает петлевые ритмы поверх одной из самых запоминающихся мелодий
альбома, в то время как "Coastline" и "Save Yourself"
взбивают гитарную смесь, чья разъяренность симпатично контрастирует
с хрустальным голос Рейчел.
Но остальная часть альбома лишилась мрачных гитар в пользу бормочущей
перкуссии, вкусных акустических переборов и случайно разбросанных украшательств
типа птичьего щебетания и хриплой фисгармонии в "Gather Me Up".
Продюсер Дэвид Нотон использует головокружительный набор инструментов
– шейкеры, орган Wurlitzer, вибрафон, бонго, дверные звонки. Три песни
даже включают звуки таиландской природы – волны, дождь, атмосфера.
Такое интенсивное сопровождение более чем компенсирует слабость песен,
тусклые тексты и общую несфокусированность альбома. На протяжении 12
треков Госуэлл использует широкий набор музыкальных приемов, от тихого
фолка к более традиционному року и звенящему попу, но не все из этого
одинаково хорошо работает. Более мягкие среднетемповые песни типа "Thru
the Dawn" и "Shoulder the Blame" проходят как бы по инерции,
а "No Substitute" отполирована до бесхарактерного AOR-блеска
(она может звучать похоже на Шон Колвин). "Hope" выражает
фрустрации городской жизни, но банальный текст ("Ты даешь мне пространство
для жизни/ Ты даешь мне надежду/ И это просто отлично") и нотоновское
перепродюсирование – особенно хор бэк-вокалистов - портят структуру
и настроение музыки.
В итоге остается теплый летний звук, который приемлем, хотя и не особенно
возбуждающ. Госуэлл вполне доказывает, что она не просто еще один приятный
голос, но слишком часто Waves Are Universal звучит неуверенно, почти
робко. Музыкальная амбиция альбома - это разнообразие, но он звучит
скорее неинтригующе эклектично, чем просто рассеянно; не столь утвердительно,
а скорее просто беспокойно. Он достаточно нетерпелив, чтобы пробовать
все подряд, но при этом не знает, что из этого всего работает, а что
нет.
"...приятный
сюрприз...глубоко личные исповедальные тексты и обезоруживающие мелодические
повороты." (Mojo)
"вдохновляющий и органичный солнечный поп-фолк ... она тягуче исполняет
веселые мелодии, и вместе с солнечным вокалом это создает туманную и чувственную
атмосферу..." (Time Out)
Записанный вместе с соавтором Джо Лайтом и продюсером Дэвидом Нотоном,
"Waves Are Universal" - это неожиданное удовольствие. Отлично
записанный вокал Рэйчел поддержан легчайшим из всех амбиентных прикосновений,
которое замотано в природную реверберацию пещер Чизлхерста или окружено
нежной атмосферой полевых записей, сделанных Рейчел и Дэвидом. Альбом
демонстрирует довольно искусные навыки сочинительства; это касается и
легкого как перышко "Plucked", и мерцающего кайфа "Coastline",
триумфально поджтверждая веру фэнов Slowdive и Mojave 3 в то, что Рейчел
Госуэлл - подлинный и самобытный талант.
Поклонники Slowdive и Mojave 3 годами ждали альбом от Рейчел Госуэлл.
Хотя 4AD заявляли, что Waves Are Universal звучит как нечто совершенно
неожиданное, на самом деле он звучит именно так как и следовало ожидать
от вокалистки Mojave 3 с восьмилетним стажем. Элементы британского фолка
медленно становились основой записей Mojave 3 и здесь они более чем просто
компонент. Более того, это смешение британского фолка и альт-кантри, что
означает: такое может случиться и с записями самих Mojave 3, если основной
сочинитель Нил Халстед окажется слишком занят. Все это хорошо, но запись
слишком стерильная, недостаточно изобретатаельная, возможно чтобы остаться
узнаваемой. Записи звуков природы очень осторожно вставлены в песни, и
пара мелодий вполне подошла бы для рекламных роликов или для подростковой
драмы производства "Уорнер Бразерс". Так или иначе, Waves Are
Universal доказывает, что Госуэлл может потянуть сольный альбом без особых
проблем. Требуется второй сольный альбом - где будет больше риска.