С самого начала Ida была группой особенной. На дебютном альбоме 1994 года
под названием Tales of Brave Ida они предстали минималистами, играющими
фолковые мотивы в замороженном темпе. Но уже на следующем диске группа
совершенно преобразилась, дав понять, что собирается и впредь следовать
примеру гусеницы в коконе. Ныне всякий поклонник группы подтвердит, что
не имеет представления, в каком направлении двинутся музыканты группы
завтра; зато этот поклонник может спать спокойно, ведь искусно сотканные
и глубоко личные тексты с волнующим волшебством вокала всегда будут в
центре творческой философии коллектива. Костяк основных произведений группы
демонстрирует разнообразие музыкальных вкусов её участников. Песни в жанре
электро-поп мирно сосуществуют в этой вселенной с мелодиями в стиле кантри,
подтверждая бессмысленность жанровых определений в оценке творчества талантливых
артистов.
После выхода в свет альбома Ten Small Paces (1997) музыкальное ядро группы,
состоящее из вокалистов/гитаристов Дэниэла Литтлтона и Элизабет Митчелл,
пополнилось вокалисткой/басисткой и третьим автором песен Карлой Шикеле.
Прекрасное контральто Карлы сразу вписалось в голосовую гармонию основателей
проекта, а ее бойкая песня "Poor Dumb Bird", включенная в альбом
Ten Small Paces, вошла в число лучших произведений коллектива.
Оказавшись в патовой ситуации на крупном лейбле Capitol в конце девяностых,
в начале нового века Ida опять появилась в поле зрения с новым звуком
и очевидной жаждой деятельности. 2000 год принес динамичный и впечатляющий
альбом Will You Find Me, балансирующий между тягучей чувственной поп-музыкой
("Shotgun") и колючим рок-н-роллом ("Past the Past"
пера Дэна Литтлтона). Обнадеживала и новость, что материала, который Ida
записали для Capitol, хватит на два релиза и что вскоре следует ожидать
появления второго диска. Подборка песен, записанных во время работы над
Will You Find Me, уже появилась в продаже под названием The Braille Night.
Мир группы Ida сейчас полон событиями как никогда - у Дэна Литтлтона и
Лиз Митчелл недавно родился первенец Стори, а Карла Шикеле отправилась
в гастрольный тур в поддержку своего первого сольного альбома. Несмотря
на плотный гастрольный график, Карла смогла найти время, чтобы ответить
на вопросы корреспондента Basement-Life.
BASEMENT-LIFE: После того, как представители Capitol
задвинули записи Ida на полку, вам пришлось перебраться на Tigerstyle.
Скажите, насколько важно для вас теперь работать в условиях, которые создал
независимый лейбл и смогли бы вы рассмотреть в дальнейшем новое предложение
от крупной компании?
Карла Шикеле: Конечно же, для нас очень важно работать
в правильном месте, будь то мейджор или независимый лейбл. Когда владельцы
Simple Machines (выпустившие три первые пластики группы) распустили компанию,
нам пришлось искать новое пристанище. В то время многие независимые исполнители
находили теплый прием у звукозаписывающих гигантов, так что мы не усмотрели
в подобном союзе ничего подозрительного. Нами заинтересовался руководитель
Capitol Гари Герш. Контракт, который мы подписали, был совсем некрупным
по меркам Capitol, но мы получили большой запас времени для работы над
альбомом - больше, чем когда-либо. Однако, к моменту завершения наших
усилий, руководство компании решило вернуться к политике наименьшего общего
знаменателя, и для нас в Capitol не было будущего. Я по-настоящему благодарна
опыту работы на мейджора. Мы познакомились с новыми возможностями - ведь
многие исполнители в нашей ситуации сумели добиться успеха, не изменяя
себе. С другой стороны, я рада, что мы вовремя осознали опасность и возвратились
к независимому статусу с уже готовым альбомом. Что же касается возможного
союза с другим гигантом, то в нынешней обстановке я этого представить
не могу. К тому же, теперь появилась масса способов записывать музыку
без долгих сессий в дорогих студиях. Дэн и Лиз принимали участие во всех
студийных процессах, когда мы писали альбом Will You Find Me; за пультом
они многому научились и, по сути, стали полноценными продюсерами. Я думаю,
это значительно расширило наши возможности записи музыки в различных условиях.
К тому же, теперь стало намного легче донести свой материал до большой
аудитории. Интернет внес большую сумятицу в музыкальный бизнес и подорвал
монополию звукозаписывающих гигантов. Теперь важно не допустить, чтобы
музыканты вновь оказались в рабстве у больших людей, которым хочется установить
контроль над распространением цифровой продукции.
BL: Как влияет на группу тот факт, что музыканты живут
в Нью-Йорке? Существует ли в большом городе солидарность и взаимная поддержка
среди артистов, типичная для отдаленных провинций?
Карла Шикеле: Нью-Йорк - это, конечно, зоопарк, но здесь
существует сильное сообщество музыкантов, которое становится неотъемлемой
частью жизни для всех участников. Наши друзья из проектов Babe The Blue
Ox и Van, лохматые парни вроде моего брата Мэтью и the Malarias, а также
Тара и Синтия из группы Resin, периодически оседающие в Нью-Йорке - все
мы взаимно заражаемся новой и старой музыкой, даем самые первые оценки
новым песням товарищей, помогаем друг другу чем можем. В общем, все как
у всех. В Нью-Йорке чересчур много музыкальных проектов, здесь чрезвычайно
бешеная конкуренция и хватает дурного, но зато попадаются хорошие люди,
отличные закусочные и весьма приличные бары.
BL: На мой взгляд, одна из отличительных особенностей
группы Ida заключается в том, что вы способны работать как бы вне лейбла
и создаете песни в очень разных стилях. Это сознательная установка на
эклектику?
Карла Шикеле: Каждый из нас слушает музыку в очень широком
диапазоне, мы черпаем вдохновение в непохожих традициях. Находим что-нибудь
интересное, обсуждаем свои впечатления, мычим прилипшие мелодии, и это
неизбежно отражается в нашей работе. Это неосознанный процесс. Мы стараемся
придавать нашим альбомам определенную форму, но при этом не обсуждаем
стили отдельных песен. Скорее, мы относимся к нашим песням, как к маленьким
зверушкам, которым требуется уход.
BL: Каково это - работать в группе, где сразу три человека
сочиняют песни? Случается ли, что кто-нибудь предлагает добавить собственную
часть к произведению другого?
Карла Шикеле: Иметь в коллективе трех самостоятельных
авторов хорошо, потому что всегда появляется другая точка зрения, и каждый
из нас участвует в работе над песней. Дэн и Лиз тесно сотрудничают на
этапе сочинительства, я же предпочитаю писать в одиночку, хоть и с воображаемым
аккомпаниментом целой группы. Впрочем, когда песня оказывается на столе,
все участвуют в ее дальнейшем развитии, предлагают аранжировки, находят
недостатки. Отдельные песни рождаются целиком, в других случаях разрозненные
идеи постепенно соединяются в единое целое на репетициях.
BL: Что сподвигло тебя записать сольный альбом?
Карла Шикеле: В какой-то момент я осмелела и решилась
повозиться с песнями, которые играла в спальне в течение лет десяти. В
группе я научилась разным способам аранжировки, и мне захотелось испытать
силы на собственном материале.
BL: Веришь ли ты в Интернет как эффективный канал общения
между группой и поклонниками? Какие преимущества дает Интернет независимым
артистам и повлиял ли он на творческий процесс?
Карла Шикеле: Интернет - это эффективно, да. Повлиял?
Конечно. Вопрос лишь в том, сохранят ли музыканты относительную автономию,
которую им дал Интернет, и смогут ли они стать еще более независимыми
- или банки в итоге одержат верх. Сейчас многое решается в суде и на рынке
без участия независимых исполнителей. Хуже того, некоторые организации
(например, RIAA - Американская Ассоциация Звукозаписывающей Отрасли) делают
заявления от лица музыкантов, защищая при этом исключительно собственные
интересы. Поэтому нам необходимо самим включаться в процесс, следуя примеру
Дженни Туми, которая создала Коалицию за Будущее Музыки.
BL: Что тебе нравится больше - работать в студии или
играть на сцене перед публикой? Вообще, на твой взгляд, Ida принадлежит
к концертным или студийным проектам?
Карла Шикеле: Нам весело в обеих ипостасях. В студии
играешь музыку до тех пор, пока не понравится один из вариантов, а потом
идешь перекусить. На сцене тоже играешь музыку; люди плачут, улыбаются,
если их задело - или постепенно расходятся, если им не понравилось; а
потом идешь перекусить - и выбор закусок после концерта побогаче.
BL: Какие планы на ближайшее будущее в смысле релизов
и гастролей?
Карла Шикеле: У Дэна и Лиз только что родилась девочка,
так что с разъездами мы пока подождем. Но как только малышка научиться
играть на гобое, мы снова отправимся в путь.
BL: Кто из музыкантов повлиял на вас сильнее других?
Кого слушаете в данный момент?
Карла Шикеле: Все, что я слушала, оказывало на меня влияние,
в том числе шум кондиционеров в воздуховоде моей старой квартиры. Хотя
были и большие впечатления, к которым я время от времени возвращаюсь.
Например, песни Blue и Court And Spark в исполнении Joni Mitchell, Wild
Gift проекта X, Songs In The Key Of Life, сочиненные Stevie Wonder, совместные
работы Dolly Parton и Porter Wagoner; была одна пластинка с валлийской
рок-оперой, которую мы с братом крутили еще детишками - она до сих пор
меня впечатляет; каждая нота, сыгранная The Clash; каждая нота, сыгранная
The Beatles; басовые линии Брюса Томаса на ранних пластинках Элвиса Костелло;
в моем доме всегда звучала музыка... Список можно было бы и продолжить,
но мне пора отправляться на концерт в Портленд. Спасибо!