> Инди-поп-справочник
>
Инди-лейблы. Несколько названий
> NUGGETS
> 25
лет назад
> Инди-ретро
> Впечатления в 2005
> Невесёлые ребята
> C-86
> Twee as Fuck
> Альтернативная
вселенная
> Инди все еще на коне
> Ваше мнение учтено
> Особый
случай распродажи
> Где деньги ?
>
Ирония судьбы
> Лицом
к музыке
> Как
стать рок-звездой ?
> 14
ошибок при записи СД
> Медленная
смерть Майкла Джексона
|
> Инди-ретро:
выпуск 5. 1983 год: НЕГЕРОИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
Владислав Толстов
< Предыдущая страница
На самом деле сложно говорить о тенденциях альтернативной музыки в
1983 году. К этому году все силовые линии раннего панка и новой волны
замкнулись, поляну вытоптали, все музыкальные идеи великой пятилетки 1977-1982
оказались исчерпанными. Наступило некоторое затишье: альтернативной стали
называть умно сделанную поп-музыку или танцевальные песни с легким «социальным»
подтекстом. Негероические времена, безвременье. Может, это связано с тем,
что центр музыкальных идей переместился в Штаты, а там всегда умели грамотным
маркетингом делать культ из любого пустого места. Может, связано с тем,
что в СССР в 83-м – расцвет застоя, андроповская «борьба за трудовую дисциплину»,
и это тоже каким-то образом влияет на общий уровень творческой атмосферы
в остальном мире. Как бы то ни было, в 83-м было довольно скучно. И оставалось
только ждать, пока в глубинах альтернативной культуры вызреют новые музыкальные
идеи. Они и созрели (нойз-поп, шугейзинг, готика, трэш), но пока еще их
время не пришло. Они еще только вызревают. И 1983-й стал годом, когда
в массовом сознании царили достаточно бездумные, легкие и праздничные
песни. Из всех 80-х он, наверно, самый бедный в смысле появления новаторских
творческих концепций и оригинальных находок. Но зато хоть музыка была
хорошая.
5 событий которые
надо занести в мемориз
1. К 1983 году относится первое упоминание выражения «альтернативный
рок». В Америке же это направление назвали college rock, так
что не будем вникать в нюансы стилевых дефиниций. Колледж-рок, альтернативный
рок – эти названия отражали скорее отношение критиков к новым группам,
нежели оригинальные музыкальные концепции.
2. В 1983 году произошло важное событие в музыкальном бизнесе: в 900 музыкальных
магазинах Британии были установлены компьютерные терминалы, и теперь синглы,
попавшие в чарты, определялись «электронным подсчетом» продаж
вместо прежней системы «sales diary”, амбарных книг, куда продавцы записывали
проданные диски. Это вызвало неожиданный эффект: оказалось, что интерес
слушателей к альтернативным командам значительно выше, чем об этом думали.
Деятели музбизнеса едва не прохлопали новую тенденцию: оказалось, что
продавцы попросту ленились записывать в свои амбарные книги названия пластинок
неизвестных им групп.
3. Японский концерн Yamaha наладил массовое производство цифрового клавишного
синтезатора DX7 – первого синтезатора, совместимого с
профессиональной аппаратурой через MIDI-интерфейс. Это сделало возможным
для тысяч обладателей DX7 в домашних условиях не просто сочинять, но и
вполне профессионально записывать собственные песни. И в конце концов
привело к тому, что на рынок выплеснулось множество неплохой музыки «домашнего
приготовления». Помимо этого, пластмассовое звучание массовых моделей
DX7, в сущности, определило тот самый «звук 80-х», который ни с чем не
спутаешь.
4. Закат новой волны. О новой волне, как и о пост-панке,
в 1983 году почти никто не вспоминал. Могучее движение, ориентированное
на творческое переосмысление идей панка 70-х, практически сошло на нет.
Новая волна – это теперь то, что называют синти-попом и неоромантиками.
Отход от основополагающих творческих принципов нью-вейв (эклектичность,
отстраненность, альтернативность) продемонстрировали в 83-м практически
все герои движения, от Police до Talking Heads.
5. "Грэмми" за дебют года получили Men at Work - первая
австралийская группа, удостоенная такой премии, и, если уж на
то пошло, лучшее, что популярная музыка предложила в 1983 году - ведь
по другим номинациям "Грэмми" получила американская группа Toto,
совершенно невыносимая даже по тем временам. 1983-й год продемонстрировал,
что в "мэйнстриме" кризис творческих идей достиг глобальных
масштабов - ведь "Грэмми", своего рода "индикатор"
музыкальных достижений, в 83-м году получили личности, чьи творческие
успехи были в далеком прошлом, например, Оливия Ньютон-Джон"
10 наиболее примечательных дебютных альбомов 1983 года.
1. Aztec Camera “High land hard rain”
Глазго, Шотландия. Маленький альтернативный лейбл Postcard records. Локальный
переполох в музыкальной прессе – «новый оптимизм», гитарные группы, записывающие
какие-то по подростковому нежные и наивные песни. Fire Engines, Josef
K, Orange Juice. И самая известная – Aztec Camera, с улыбчивым 17-летним
(!) вокалистом Родди Фрэймом, в 1983 году влюбивший в себя всю Британию
после песни “Oblivious”. Песня действительно чудо как хороша. Визитная
карточка 1983 года.
2. Belle Stars “Belle Stars”
All-female (всего 7 девушек) группа, составленная из бывших участниц разных
ска- и панковских составов. Прославились кавером песни Гэри Глиттера “Clapping
song” и оригинальным суперхитом “Iko Iko”, который впоследствии еще два
раза (в 1989 и 1998) попадал в хит-парады. Песня действительно шикарная,
но вот самим Belle Stars пороху больше не хватило: записав еще два совершенно
невыразительных альбома, они распались.
3. Freur “Doot Doot”
Еще одно «чудо одного хита». Музыкант из Кардиффа по имени Карл Хайд,
большой поклонник электронной музыки вообще и творчества группы Kraftwerk
в частности, в 1983 году выдал на-гора свой главный хит – этакое переосмысление
роботоподобных крафтверковских ритмов в мягкой танцевальной стилистике.
Звучит, правда, очень хорошо. Жаль, что этим карьера Freur и закончилась.
4. Haysi Fantazee “Battle hymns for children singing”
Что тут скажешь – и эти тоже «чудо одного хита» (что-то слишком много
их было в 1983-м году, не находите?). Проект откровенно стебный и цитатный:
кусочек из даба, кусочек из панка, вдобавок выглядели они сногсшибательно
– в каком-то немыслимом рванье и гигантских клоунских кепках. Плюс очень
смешные видеоклипы, которые обеспечили им тяжелую ротацию на американском
MTV. Детский голосок Кэйт Гарнер, названия песен вроде “John Wayne is
big leggy” (“Джон Уэйн был Большеногом») – все это настолько восхитительно
глупо, что не попасть под их обаяние было невозможно! Их единственный
альбом пытаюсь разыскать уже 20 лет. Может, кто поможет?
5. Husker Du “Metal Circus”
Этот получасовой епишник с семью песнями моментально вынес малоизвестную
группу из Миннеаполиса (штат Миннесота, США) в высшую лигу мировой хардкор-сцены.
Никто еще не додумался, что хардкор можно играть и так – со сложной мелодикой,
виртуозными инструментальными пассажами и почти академическими аранжировками.
Не перечислить людей, на которых этот альбом сильно повлиял.
6. Men at Work “Business as usual” / “Cargo”
Забавные австралийские клоны Police – и голос у вокалиста подозрительно
похож на Стинга, и манера пения, а вот песни – типичный австралийский
«полурок», но мелодии настолько качественные (Австралия вообще подарила
миру массу замечательных мелодистов – братья Джиббы из Bee Gees, братья
Финны из Crowded House, Айра Дэвис из Icehouse), что к 1983-му году песни
Men at work добрались до Европы и заняли самые престижные строчки в хит-парадах.
Послушайте сегодня “Down under”, гимн провинциалов всего мира – лучше
такой мелодии трудно что-либо сочинить.
7. R.E.M. “Murmur”
Да, они начинали в 83-м. И их дебютный альбом крутили во всех американских
университетах, во всех студенческих кампусах, на всех местных радиостанциях.
Совершенно бесспорно, что именно “Murmur” является самым новаторским альбомом
из всех, записанных в 1983 году. Звучание гитар максимально приближено
к «психоделическому» звуку 60-х, а бас-гитара (знаменитый Rickenbacker,
на котором бренчит Питер Бак) выведена на передний план. В итоге получилось
зыбкое, переливчатое и атмосферное звучание, сделавшее R.E.M. самыми успешными
экспериментаторами – после “Murmur” точно так же зазвучала вся альтернативная
музыка.
8. Replacements “Hootenanny”
Тоже из Миннесоты, как и Husker Du (надо полагать, что штат Миннесота
в 1983 году был просто колыбелью главных музыкальных идей). Свой первый
альбом записывали в течение четырех месяцев в передвижной студии, которая
была смонтирована в трейлере, принадлежавшем отцу одного из музыкантов.
Благодаря чему их рваный панк-рок с сильным привкусом блюза приобрел какое-то
совершенно апокалиптическое, скрежещущее, рыдающее и невероятно гаражное
звучание. Великий альбом, чего там.
9. Tears for Fears “Hurting”
Годом раньше многообещающий дуэт Tears for Fears подписал контракт с крупной
компанией Polygram – там решили, что на волне интереса к новому романтизму
музыка Tears for Fears окажется вполне успешной. Так и случилось: “Hurting”
стал самым громким дебютом не только в Англии, но и на континенте. Пять
(!) хитов (“Watch me bleed”, “Pale Shelter”, “Mad world”, “Change”, “Hurting”)
– невиданный успех для дебюта.
10. Violent Femmes “Violent Femmes”
Опять Америка. Милуоки, штат Висконсин, самая что ни на есть сельская
глубинка. А фронтмен группы Винсент Галло изобрел самый что ни на есть
сельский жанр – кантри-панк. А хит «Gone Daddy Gone” стал гимном всех
алкоголиков крестьянского происхождения.
Утраты года
Группа Misfits в апреле 1983 года объявила о своем распаде. Вокалист
Гленн Дэнциг ушел голосить в сольный проект Samhain (дебютный альбом выйдет
в следующем году). Объявила о прекращении совместной работы группа Who
– живые легенды рока, повлиявшие, без сомнений, на всех музыкантов, взявших
в руки музыкальные инструменты во второй половине 70-х. Ушли со сцены
Bauhaus – после того, как Питер Мерфи решил, что сможет заработать гораздо
больше славы, если будет записывать альбомы самостоятельно (чего не случилось:
альбомы Мерфи известны только забубенным фанатам, а культовый статус пластинок
Bauhaus не потускнел за эти годы). Распались Police – на пике славы, после
феерического мирового турне. Стинг объявил, что его взгляды на перспективы
группы расходятся с остальными участниками группы. Ему в сольной карьере,
надо сказать, повезло больше всех.
20 альбомов 1983 года, которые непременно надо иметь в коллекции
1. Bauhaus «Burning from the inside”
Последний номерной альбом главной группы европейского готического рока.
И самый, можно сказать, внятный: исчезли пространные мрачные инструментальные
пассажи и девятиминутные песни. Музыка «баухаузов» стала конкретной, понятной
и очень энергичной. Жаль, что на этом все закончилось.
2. Culture Club “Colour by numbers”
Грандиозный альбом, продюсером которого выступил Стив Левин (будущий продюсер
Smiths), на подпевках работала Хелен Терри, культовая поп-звезда 60-х,
а песня “Karma Chameleon” стала последним синглом новой волны, распроданной
в Британии тиражом в миллион экземпляров.
3. David Bowie “Let’s dance”
Дэвид Боуи, авторитетный человек и практически идейный отец всей «новой
волны», записал веселый танцевальный альбом в сотрудничестве со своими
друзьями – Нилом Роджерсом из фанк-танцевальной группы Chic и …. Игги
Попом! Кроме того, песню “Cat people” специально для Боуи сочинил европейский
диско-композитор Джорджио Мородер. А в нескольких песнях гитарные соло
исполняет американский блюзовый гитарист Стив Рей Воган. Альбом с таким
количеством талантливых людей по определению не мог получиться плохим.
Главные хиты – “Modern love”, “Cat people”, “China girl” и, разумеется,
сама “Lets Dance” – по сути, один из лучших танцевальных номеров в истории
поп-музыки 80-х.
4. Depeche Mode “Construction time again”
Первый альбом DM, записанный за пределами Англии (в Западном Берлине,
в студии Hansa). Первый альбом, на котором присутствует новый член группы
Алан Уайлдер. Наконец, первый альбом, где «депеши» перешли от солнечного
светлого синти-попа к тяжелой, мрачной, депрессивной музыке. Семиминутный
трэк “Pipeline” вполне вписался бы в любой сборник индустриальной музыки.
Тем не менее – целая россыпь международных танцевальных хитов – “Love
in itself”, “Everything counts”, “Told you So”.
5. Echo & the Bunnymen “Porcupine”
Хороший альбом. Не сказать, что шедевр, но на фоне вполне беззаботной
музыки, звучавшей в том году, трагические стенания Яна Маккалоча слушаются
вполне достойно.
6. Elvis Costello “Punch the clock”
Еще один упавший вниз. Костелло окончательно порвал со своими панковскими
корнями и записал фактически эстрадный альбом – с приглашенным оркестром,
с изысканными аранжировками (звучат греческие и гавайские гитары, сольные
дуэты и даже великий трубач Чет Бэйкер за большие деньги записал проникновенное
соло для песни “Shipbuilding”). Это не ренегатство: панк для Костелло
давно умер. Это попытка найти новую форму. Не знаю кому как, а для меня
“Punch the clock” – самый любимый альбом Костелло, который он записал
в 80-х.
7. Eurythmics “Sweet dreams”
Проект, поразивший воображение слушателей по обе стороны Атлантического
океана. Дуэт бывших участников малоуспешной группы Tourists Дэвида Стюарта
и Энни Леннокс, выдавший неслыханный доселе синти-поп с ярко подчеркнутой
«гендерной» окраской. Поражали их песни, где практически не было живых
инструментов (практически весь альбом был записан с помощью movement system
computers – электронных синтезаторов, созданных по специальному заказу).
Поражал имидж Энн – роботоподобная девушка с ярко-красными волосами. Да
много чего поражало и продолжает поражать в этой пластинке. Великолепная
работа.
8. Fixx “Reach the Beach”
Пожалуй, главный альбом стиля, который в 83-м стали называть «гитарный
поп-рок». Резкие гитарные партии, короткие песни, реющий где-то в неведомых
высях страдающий голос Сая Кернина. Первым синглом с альбома стала “Saved
by zero” – холодноватая прифанкованная пьеска с подчеркнуто аскетичными
аранжировками. «Распробовав», слушатели ринулись покупать альбом – и не
разочаровались. Безупречная работа. Кстати, продюсером выступил легендарный
человек Руперт Хайн.
9. Heaven 17 “Luxury Gap”
Однозначно – самый лучший их альбом, вершина. Как раз тот случай, когда
в одной точке сошлись смелые творческие идеи и грамотное техническое воплощение.
“Luxury Gap” можно даже сегодня заводить начинающим инженерам, чтобы продемонстрировать,
как на том уровне развития технологий было можно записать такой отточенный,
выверенный, поразительный по звучанию и качеству аранжировок альбом.
10. John Foxx “Golden section”
Еще одна, как писали в свое время советские газеты, «несомненная творческая
удача». Джон Фокс – вокалист Ultravox «панковского периода», в сольном
творчестве переориентировавшийся на модный в то время синти-поп. И не
прогадал. Если понадобится альбом, идеально передающий неуловимую сущность
синти-попа – лучше “Golden section” предложить нечего.
11. Kajagoogoo “White feathers”
Еще одна группа-однодневка. Играли умеренный вариант «новой волны», сильно
ориентированный на девчачью аудиторию. Быстрые, мелодичные, легко усвояемые
песни – этакий музыкальный попкорн. Самые успешные тин-идолы образца 1983
года. За обнаженные худые руки и залитую гелем шевелюру вокалиста Лимахля
любая британская школьница готова была отдать что угодно.
12. New Order “Power, corruption & lies”
Внимание, перед нами главный альбом альтернативной музыки 1983 года. Двенадцатидюймовый
сингл с песней “Blue Monday”, обложка которого выполнена в виде флоппи-дискеты,
по сей день считается шедевром обложечного дизайна. Сам альбом обсуждать
нет смысла – если вы его не слышали, непонятно вообще, зачем вы читаете
эти тексты.
13. Plimsouls “A million miles away”
Редкий случай танцевальной музыки в стиле пауэр-поп. Хорошая американская
команда, получившая свою долю славы, но впоследствии куда-то бесследно
пропавшая.
14. Police “Synchronicity”
Последний номерной альбом величайшей группы независимого движения. “Synchronicity”
– термин из психиатрии, означает особое расстройство рассудка, когда человек
не способен воспринимать события в той последовательности, когда они происходят.
Намек на то, что на пятом году непрерывной гастрольной деятельности у
самих музыкантов тоже «поехала крыша». При том, что сам альбом получился
удивительно умным, глубоким и разнообразным. От первых аккордов, действительно
вызывающих ассоциации с каким-то нервным расстройством, и до последней
задумчивой баллады “Tea in Sahara”. А что скажете по поводу истошной (уже
точно больной, однозначно) “Mother”? И даже суперпопсовому шлягеру “Every
breathe you take” здесь нашлось местечко.
15. Ramones “Subterraneal jingle”
Чем Рамонесы всегда брали – что они успевали вскочить в последний вагон
отходящего поезда, и все у них получалось (кстати, на обложке этой пластинки
именно это и изображено – как музыканты заходят в последний вагон поезда
нью-йоркской подземки). Хардкор-панк к тому времени уже отгремел, но Ramones
записали настоящий хардкоровый альбом – и получилось совсем неплохо!
16. Social Distortion “Mommy’s little monster”
Вот так, наверно, звучала бы группа «Ария», если бы им вдруг вздумалось
поиграть настоящий хардкор-панк. Вышел альбом под самое Рождество и наделал
шуму: таких прогероиненных песен на территории Соединенных Штатов еще
не издавали. При том, что именно в период записи альбома Майк Несс с наркотиками
завязал, и вообще “Mommy’s little monster” (кстати, это так героин называется)
стал одной из этапных пластинок independent музыки первой половины 80-х.
17. Spandau Ballet “True”
Пятый альбом группы, игравшей вполне непритязательный «неоромантик» (сами
они свой стиль называли «диско для взрослых») до сих пор является источником
мелодий для музыкальных заставок и рекламных роликов – действительно,
такое количество заводных и качественных «хуков» в рамках одного альбома
встречается редко. Если бы Spandau Ballet даже записали один только этот
альбом, они наверняка остались бы в истории современной танцевальной музыки.
18. Tom Waits “Swordfishtrombones”
Если Social Distortion воспевали прелести героинового дурмана, Том Уэйтс
незатейливо рассказывал своим хриплым голосом об ужасах жизни рядового
запойного алкоголика. Сердце замирает с первых слов, когда Уэйтс пропитым
рыком возвещает – «there’s a life”. Это, возможно, одно из самых страшных
и откровенных признаний, облеченных в форму музыкального альбома.
19. U2 “War”
На обложке альбома по настоянию Боно Вокса поместили специальный стикер
“this is not political songs”, но кого Боно думал обмануть! Не может быть
неполитическим альбом ирландской группы, где каждая песня – крик души,
и все о самых актуальных проблемах общественно-политической жизни. U2
блестяще подтвердили свою репутацию главных «революционеров с гитарами»,
а сама пластинка “War” по сей день входит в «золотую сотню» рок-альбомов
всех времен и народов.
20. Yaz “You and me both”
Вторая пластинка сольного проекта бывшего главного композитора Depeche
Mode, неулыбчивого бритоголового Винса Кларка. Первой в трэклисте идет
“Nobody’s diary” – внешне незатейливая синти-поп-танцевальная песенка,
мелодия которой сделана, если прислушаться, на ускоренном блюзовом квадрате.
И так весь альбом: внешне – обычная продукция «для танцевальных клубов»,
вслушаешься – невероятно изысканная, сложная и технически безупречная
работа.
Продолжение >
|
|