> Инди-поп-справочник
>
Инди-лейблы. Несколько названий
> NUGGETS
> 25
лет назад
> Инди-ретро
> Впечатления в 2005
> Невесёлые ребята
> C-86
> Twee as Fuck
> Альтернативная
вселенная
> Инди все еще на коне
> Ваше мнение учтено
> Особый
случай распродажи
> Где деньги ?
>
Ирония судьбы
> Лицом
к музыке
> Как
стать рок-звездой ?
> 14
ошибок при записи СД
> Медленная
смерть Майкла Джексона
|
> Инди-ретро:
выпуск 6. 1985 год: ТАНЦУЮТ ВСЕ
Владислав Толстов
< Предыдущая страница
В 1985 умер Константин Черненко – третий генсек за последние три года.
Трагическая цепь похорон вождей как-то не сильно отражалась на музыкальной
стороне бытия. Пожалуй, именно в 85-м начали серьезно говорить об «идейном
кризисе» рок-музыки, о том, что музыка молодежного протеста уже давно
превратилась в доходную индустрию, о том, что все больше «бескомпромиссных»
рок-звезд уходят писать песни для тинейдежеров… Не будем забывать, что
именно в 85-м мир накрыли подряд две танцевальные эпидемии – брейк-дэнс
и мода на зажигательные латино-номера после успеха фильма “Flashdance”.
«Мир выжил, потому что танцевал», - не эту ли фразу Фолкнера 85-й взял
в качестве девиза?
5 событий которые
надо занести в мемориз
1. Приход к власти в Советском Союзе Михаила Горбачева.
После двадцати лет сурового брежневско-андроповско-черненковского «застоя»
Советский Союз возглавил человек, о котором западные лидеры (Маргарет
Тэтчер, например) отзывались с искренней симпатией.
2.Концерт «Помощь Эфиопии». 85-й вообще был богат на
всякие коллективные благотворительные поп-коллаборации. В январе вышел
сингл с песней “We are the world”, записанный Майклом Джексоном в компании
менее известных афроамериканских звезд поп-музыки. Однако главным подобным
проектом предстояло стать концерту, организованному фондом «Эфиопия» для
сбора средств в пользу голодающих граждан этой страны. Главным организатором
концерта стал Боб Гелдоф, вокалист Boomtown Rats, собравший под свои благотворительные
знамена весь первый эшелон мирового рока – от Билли Джоэла и Пола Маккартни
до Тины Тернер и Брюса Спрингстина. Итог: “Live Aid” заработал 50 млн.долларов,
Гелдоф бросил группу и практически полностью переключился на благотворительные
проекты, за что спустя несколько лет будет пожалован рыцарским званием
от английской королевы.
3.В Британии и США истекли установленные законом 15-летние
сроки по сохранению индивидуальных авторских прав, и на рынок выбросили
огромное количество переизданий старых рок-групп 60-70-х, в новом (компакт-диски)
формате. Это, безусловно, повлияло на выбор молодых людей, покупающих
диски в музыкальных магазинах, и, кроме того, привело к нескольким интересным
курьезам. Например, переиздание пластинок группы Badfinger принесло фирмам
грамзаписи несколько сотен тысяч долларов. Десятки тысяч долларов составили
«роялти», авторские отчисления оставшимся в живых участникам группы, которые
сразу же стали состоятельными людьми. «Оставшимся в живых» - не шутка.
Два музыканта Badfinger в середине 70-х покончили жизнь самоубийством.
И как раз по причине долгов и кошмарных финансовых обстоятельств.
4. В США заявила о себе организация PRMC (Parents Hearing
Rock Censorship), «Родители за цензуру рок-музыки», общество, атаковавшее
рок-музыкантов за «непристойные и богохульные» тексты. Поначалу никто
не воспринял наездов всерьез, но после того, как в PRMC вступили влиятельные
люди, в том числе несколько сенаторов и даже жена вице-президента, к рекомендациям
PRMC прислушались крупные лейблы, введя уже собственные корпоративные
ограничения на использование ненормативной лексики. Наклейки на компакт-дисках
со словами “Advisory parental” – это как раз одно из изобретений PRMC.
5. В Европе – бум «новой танцевальной музыки». Den Harrow,
Modern Talking, Bad Boys Blue, Scotch, Sandra, Falco, Moti Special – это
только самые известные имена. Нечто похожее творится за океаном, в Штатах,
где вся молодежь усиленно разучивает break-dance. Дискотеки снова переполнены,
как десять лет назад, «танцевальная» музыка распродается тоннами, и даже
появляется новая дефиниция музыкального жанра – “dance europop”. Понятно,
что эта танцевальная истерия не могла не повлиять на всю остальную часть
музыкального мира, в том числе и на инди-сцену. 85-й стал, пожалуй, первым
годом, когда никто не удивлялся, что инди-группа может одновременно записывать
танцевальные пластинки, попадать в специализированные дискотечные хит-парады
и вместе с тем давать гастроли, выступая только в «некоммерческих» клубах.
В 1985 году недолгую моду пережила музыка «электро» - пожалуй, первый
опыт создания электронной танцевальной музыки. Отличительные особенности
электро – шагающий бит из ритм-машины и голос, пропущенный через вокодер.
Первые синглы «электро», что интересно, выходили одновременно с новыми
видеоиграми (кстати, бум на видеоприставки – еще одна отличительная особенность
1985 года). Собственно, пройдет буквально несколько месяцев, схлынет бум
на музыку «электро» и брэйк-дэнс, и возникнет новая музыка на той же основе
– более жесткая, проще устроенная, с остросоциальными и критическими текстами.
Позже эту музыку назовут… правильно, угадали – хип-хоп.
10 самых заметных дебютов 1985 года.
1. A-ha “Hunting high and low”
И это, разумеется, танцевальный поп. Из Норвегии, что неожиданно. Весьма
высокого качества, что вообще замечательно. Качество поп-продукции, рассчитанной
на сиюминутный успех, проверяется на том, помнит ли ее кто-нибудь через
год. «Аху» с их совершенно фантастическим рисованным клипом “Take on me”
помнят и через 20.
2. Arcadia “So red the rose”
Сольный проект вокалиста Duran Duran Саймона Ле Бона – очень танцевально
(даже более танцевально, чем Duran Duran), очень стильно, очень – по меркам
того времени – гламурно. Образцово-показательно для 1985 года. Замечу,
что в ”So red the rose” собралась самая необычная компания сессионных
музыкантов: джазовый пианист Хэрби Хэнкок, Грэйс Джонс, Дэвид Гилмор из
«Пинк Флойд» и даже Стинг, записавший бэк-вокал для “Promise”. К сожалению,
дебютный альбом “Arcadia” стал и единственным.
3. Colourbox “Colourbox”
Из «конюшни» Айво Уоттс-Рассела, владельца лейбла 4AD, где танцевальную
музыку не писали никогда. И именно там возникла эта необычная формация,
возглавляемая братом и сестрой по фамилии Янг (молодые), исполнявшая очень
необычную смесь попсы, даба, регги и даже – внимание – соула! Роскошный
альбом, фееричные совершенно мелодии.
4. Fine Young Cannibals “Johnny come home”
Бывшие участники «бескомпромиссного», «социального» инди-состава English
Beat ушли зарабатывать деньги и сделали этот акт – к бескомпромиссности
и социальным теориям отношения не имеет, но крайне забавная музыка: дискотечный
вариант «тутоновского» ска.
5. Julie Cruise “Floating in the night”
Я не знаю, кто такая Джулия Круз. И никто не знал, кто это такая, пока
ее песню “Into the night” не сделали заглавной темой культового сериала
«Твин Пикс». И оказалось, что Джулия Круз записывает альбомы, состоящие
целиком из таких отличных песен. А разыскал ее знаменитый Анжело Бадаламенти,
один из лучших, я считаю, авторов киномузыки.
6. Momus “Circus maximus”
В энциклопедиях можно прочесть, что Ник Карри в молодости служил одно
время в культовой кафкианской пост-панк-группе Josef K. Но после перебрался
в Лондон, сменил имя на псевдоним Момус и стал одним из многочисленных
поющих лондонских фриков, развлечений и порождений тамошней богемы. Стиль
определить затруднительно: все эти интимные пришепетывания, простецкие
аккордеоны, аристократические аранжировки. Я бы назвал это панк-шансон.
Могучий человечище.
7. Mr.Mister “Welcome to the real world”
Послушайте этот альбом непременно. В Англии был инди-рок, или пост-панк,
или даже какой-нибудь пауэр-поп. В США был AOR, «рок для взрослых», самое
пафосное изобретение за всю историю музыки. И рано или поздно должны были
появиться люди, которые догадались бы эти два направления скрестить. Это
и есть «Мистер Мистер». Местами звучат как, простигосподи, Бон Джови,
а местами – как U2. Здорово. Хит “Kyrie”.
8. Propaganda “A secret wish”
Еще один гибрид – на этот раз в одну телегу впряжены пост-панк, готический
синти-поп и откровенная танцевальная попса. За песню “P-Machinery” им
памятник следует поставить. ИЗ Германии (вторая континентальная сенсация-85
после A-ha). Дебютный альбом великолепен, и он же самый лучший, все, что
позже – беспомощные самоповторы. Кстати, первый альбом спродюссировали
участники группы Simple Minds.
9. Sting “Dream of the blue turtles”
Сильнейший дебют бывшего участника панк (а позже и не панк) группы Police
в качестве сольного артиста. Вот такие альбомы спустя много лет попадают
в рейтинги типа «лучшие пластинки столетия». Стинг лишний раз доказал,
что быть можно дельным человеком и при этом оставаться рок-звездой. Тема
из Прокофьева в песне с хорошим названием “Russians”, черная меланхолия
“Children Crusade”, джазовый контрабас в “Moon over Bourbon street”, рассыпанные
по всему альбому хуки и инструментальные пассажи в исполнении известных
чернокожих джазовых музыкантов – друзей Стинга. Шедевр, однозначно шедевр.
10. Wedding Present “George Best”
Еще одно этапное событие в истории инди-движения, дебют группы из Лидса,
восхитившей самого гуру британской независимой музыки Джона Пила. Нет,
автору прекрасно известно, что “George Best” официально выйдет в 1987
году, но его трэклист практически полностью составлен из репертуара John
Peel sessions, записанных осенью 1985-го, когда Wedding Present уже стали
недосягаемыми звездами инди-клубов, и бурная гастрольная деятельность
позволила им уединиться в студии только спустя два года. Пару слов о самой
пластинке: “George Best” – это прорыв для 85-го. Когда повсюду возобладала
тенденция писать танцевальную музыку, появилась команда, писавшая песни,
что называется, back to roots, ближе к корням рока, восхитительная смесь
рок-н-ролла, блюза, неистового гитарного боя, а также ирландского и украинского
(!) фольклора. Пройдет еще несколько лет, и Wedding Present станут законодателями
британской музыкальной моде не только в «инди», но и в мэйнстриме.
20 наиболее интересных инди-альбомов 1985 года
1. Boomtown Rats “In the long grass”
Последний номерной альбом великих ирландских пост-пункеров. Лидер группы
Боб Гелдоф, как уже сказано выше, целиком ушел в общественную жизнь, что,
к слову, отразилось и на качестве песен «In the long grass”. Его нельзя
даже сравнивать с лучшими альбомами Boomtown Rats – “A tonic for the troops”
или “Fine Art of surfacing”. Однако несколько интересных трэков, более,
что ли, умудренных и просветленных, следует отметить.
2. Bryan Ferry “Boys & girls”
Еще одна тенденция: величавые кумиры Старого Рока облачаются во что-то
посвободнее и выбегают на танцплощадку. Это не первый сольник Брайна Ферри,
вокалиста Roxy Music, это первый его сольник, после которого Ферри, гламурный
стареющий плейбой (которого за гламурность британские журналисты прозвали
Байрон Феррари) стал кумиром девушек-подростков. Собственно, точный адресат
пластинки указан уже в самом названии.
3. Cure “The head on the door”
Не самая сильная работа Cure, причем по сравнению с предыдущими полноформатными
альбомами вроде “Faith” и “Pornography” можно даже сказать, провальная.
Однако первая песня, “In between days”, умопомрачительный танцевальный
трэк – еще один пример главной тенденции середины 80-х, превращения очередной
легенды инди-сцены в группу для развлечения.
4. Dead or Alive “Youthquake”/ Sigue Sigue Sputnik “Flaunt it”
Обе группы «корнями» уходят в пост-панк 80х, Dead or Alive в
начале 80-х даже открывала концерты New Order, а в составе «спутников»
играли бывшие участники Damned, Generation X, панк-икон 70-х. Обе группы
почти одновременно просекли, что лучше всего продается на рынке, и записали
по классному танцевальному альбому. Это действительно очень качественная
ширпотребовская попса. Отдельно скажу про внешний вид участников обоих
составов: Dead or Alive выглядели как, эээ, путешественники, вернувшиеся
из паломничества на Восток (халаты, расшитые золотом тюбетейки, ленты,
туфли, все блестит и переливается). А Sigue Sigue Sputnik усилиями стилистов
были превращены в какие-то самоходные марсианские орхидеи: чего стоят
хотя бы ярко-рыжие волосы вокалиста, взбитые надо лбом сантиметров на
50! Оба альбома, что “Youthquake”, что “Flaunt it”, по сей день любимы
самой ностальгической любовью, хотя ни та, ни другая команда ничего хорошего
впоследствии не записали.
5. Dire Straits “Brothers in arms”
А вот это как раз тот случай, когда посреди всеобщего веселья и шума хочется
послушать чего-то не тупого, не простого, - нормальной музыки. И в 85-м
ваша рука скорее всего потянулась бы к “Brothers in the arms”, хотя здесь
тоже есть парочка вполне подвижных вещей («Money for nothing”, “Walk of
life”), но в целом это, может быть, один из самых умиротворяющих альбомов
в истории рока.
6. Einsturzende Neubauten “Halber mensch”
Первый альбом, который вывел EN в число лидеров «индустриальной музыки»,
а саму индустриальную музыку очистил от всяких авангардистских-постмодернитских
наслоений и сделал вполне «публикабельной». Сегодня “Halber mensch” надо
слушать как опыт невероятной, фантастической работы со звуком – все эти
индустриальные шумы, скрипы, стуки, сведенные в песенный формат, впечатляют
даже сегодня. Обратите внимание на пение а-капелла в заглавном трэке и
согласитесь, что по вокальному диапазону лидер EN Бликса Баргельд – один
из лучших голосов инди-музыки.
7. Eurythmics “Be yourself tonight”
Хороший танцевальный (о, сколько раз уже этот эпитет прозвучал!) альбом.
Запомнился феминистским эпическим гимном “Sisters are doing for themselves”,
записанным дуэтом с королевой американского гражданского соула Аретой
Франклин.
8. Kate Bush “Hounds of love”
Записав в 1982-м слабый альбом “Dreaming”, Кейт Буш взяла творческую паузу
длиной в три года. Все уже думали, что она окончательно решила завязать
с музыкой, как тут вышел “Hounds of Love”, записанный в студии, которую
Кейт построила специально для записи именно этого альбома. Кейт Буш обеспечила
себе триумфальное возвращение. Песни с “Hounds of Love”, традиционно для
творчества этой певицы полны скрытых аллюзий, параллелей и намеков, расшифровать
которые могут только люди, прочитавшие в жизни книжек не меньше, чем их
прочитала умница Кейт Буш. В 2000 году “Hounds of Love” под номером 48
войдет в перечень 200 самых знаменитых альбомов рок-музыки по версии журнала
“Q”.
9. Fall “This nation’s saving grace”
Первый альбом Fall, попавший в верхнюю половину национального хит-парада
(на 48 место). Первый альбом, записанный без Стива Ханли – человека, непосредственно
отвечающего за фирменный плотный и рваный саунд Fall. Когда Ханли вернется,
его коллеги будут настолько рады, что следующий альбом Fall выйдет со
специальной наклейкой “S.Hanley! He’s back!”, но “This nation’s saving
grace” из-за его отсутствия получился на удивление мягким для Fall, и
даже, не побоюсь употребить этот эпитет еще раз, танцевальным.
10. Killing Joke “Night time”
Лучший альбом готического рока 1985-го, а, может быть, и всего десятилетия.
С первых аккордов, с первой фразы (“night time turning out the lights…”)
и до последнего всплеска в злобном гимне эпохе “Eighties” – безупречная
работа. Лучшее по сравнению с тем, что Killing Joke записали до и запишут
после (они, к слову, до сих пор функционируют).
11. New Order “Low life”
Еще один альбом 1985 года, включенный в список 200 британских альбомов
всех времен и народов журналом “Q”. Критики назвали “Low-life” переходным
альбомом от суровых канонов пост-панка к пионерскому танцевальному синти-попу.
Хотя надо очень не любить New Order, чтобы назвать их проникнутые замогильным
весельем синтезаторные трэки танцевальной музыкой. Режиссером видеоклипа
к самому хитовому синглу с альбома, “This perfect kiss”, стал известный
голливудский режиссер Джонатан Демме.
12. OMD “Crush”
Можно было бы менторским тоном сказать – вот вам еще один упавший вниз.
Еще один состав, проделавший эволюцию от инди-лейбла в начале 80-х к танцевальным
хит-парадам в середине десятилетия. Впрочем, “Crush” – чуть ли не лучшая
работа OMD, ливерпульского дуэта, первопроходцев синти-попа, здесь есть
качественные хиты (“So in love”, “Secret” и во всех смыслах неподражаемая
“La femme Accident”), есть необычные мелодические решения, есть все, что
необходимо для хорошего, приятного альбома.
13. Power Station “Power Station” / Robert Palmer “Riptide”
Power Station – коллаборация бывших участников Duran Duran и плейбоистой
«семидесятнической» рок-звезды второго эшелона Роберта Палмера. На волне
успеха Power Station хорошо пошел и сольник самого Палмера, где участники
проекта Power Station выступили в качестве сессионных музыкантов. На альбоме
“Power Station” (посвященном, кстати, памяти Мэрилин Монро) великолепный
кавер болановской “Get it on”. На альбоме Палмера – запоминающийся трэк
“I didn’t mean to turn you on”. В целом оба альбома – пример мэйнстрима
музыки 80-х, балансирующей между строгостью «умного рока» и непричесанностью
уличного панка.
14. Rick Springfield “TAO”
Честно говоря, не знаю, что означает название этого альбома. Там, где
я живу (Норильск), эту аббревиатуру принято расшифровывать как «Таймырский
национальный округ». Но сам-то Спрингфилд из Канады, причем очень любим
в Австралии и Японии, а в Канаде так и вовсе одно время считался главным
«инди-конкурентом» самого, блин, Брайана Адамса. «ТАО» - его лучший альбом,
и, добавлю, лучший альбом пауэр-попа образца 1985 года. Напористый, подвижный,
и, в традиции 1985 года, подчеркнуто танцевальный – одинаково и power,
и pop.
15. Scritti Politti “Cupid & psyche”
Поклонники итальянского философа-марксиста Антонио Грамши, назвавшие группу
в честь одной из его статей. Выражение «Scritti Politti» для интеллектуалов
80-х – то же самое, как «тутти-фрутти» для фанатов рок-н-ролла в 50-е
– пароль, код, опознание «свой-чужой». Лидер группы, очень умный и талантливый
Грин Гартсайд, записал такой же умный и талантливый альбом, где диско
и соул вполне уживаются с острыми политическими текстами. Редкая английская
группа, получившая феноменальный успех в Штатах.Следующий альбом Scritti
Politti выйдет только через пять лет.
16. Sisters of Mercy “First & last & always”
По сути, их дебютный альбом (до этого с 1980 года издавались только семидюймовки),
выпущенный на собственном лейбле Merciful release. Все члены группы по
условиям диктаторского контракта, который с ними заключил отец-основатель
«сестер милосердия» Эндрю Элдритч, покинули группу сразу после записи
альбома (часть из них объединилась в группу Mission, которая с тех пор
считается главным конкурентом SoM). Сам Элдритч получил звание самого
мрачного исполнителя готического рока (мрачного и по внешности – никогда
не снимает темных очков – и по творческому мировоззрению), а “First &
Last & always” стал культовым альбомом среди поклонников жанра. В
1999 году его официально назвали «the best gothic album of all times”.
17. Smiths “Meat is murder”
Второй альбом великих манчестерских «кузнецов», и, по общему мнению, самый
эклектичный в их дискографии: фанк, кантри, рокабилли, пост-панк, умело
превращенные композиторским гением Моррисси в самый актуальный формат
инди-рока. Моррисси и Джонни Марр самостоятельно продюсировали альбом,
никому не доверив окончательное сведение, и фотку на обложку тоже выбрали
самостоятельно, хотя фирма-издатель была категорически против. Обложку
эту забыть невозможно: архивная ч/б фотография американского солдата в
джунглях Вьетнама, чью каску украшает вегетарианский лозунг, взятый названием
пластинки. Кстати, потом выяснилось, что лозунг они сами вписали, а в
оригинале каску американского пехотинца украшал другой, совсем неактуальный
для 80-х лозунг – “Make love not war”. С “Meat is murder” повальная «смитсомания»
охватила не только Британию, но и США, где сингл с психоделическим гитарным
гимном “How soon it now?” возглавил таблицы «независимых» радиостанций.
18. Talking Heads “Little creatures”
На мой взгляд, этот альбом (и два последующих) ознаменовали новый этап
в карьере Talking Heads, вернее, превращение их из клубных звезд, из группы,
известной среди узкого круга интеллектуалов, в знаменитостей мирового
масштаба. Это очень хорошая пластинка: Talking Heads не стали отказываться
от своей фирменной шизоидной манеры исполнения, но круто сменили стилистическую
основу, вернувшись к традиционному кантри и стилю «американа». Большинство
фанатов группы восприняли эту пластинку как катастрофу, самую низкую точку
творческого падения, но по объемам продаж “Little Creatures” побили тиражи
всех других пластинок группы, вместе взятых, да и влиятельным американским
критикам понравилась. Журнал Village Voice назвал альбом лучшей американской
рок-пластинкой года, а Rolling Stone выбрал обложку “Little Creatures”
(нарисованную, кстати, инвалидом-аутистом) в качестве лучшего оформления
альбома 1985 года.
19. Tears for Fears “Songs from the big chair”
Самый известный альбом 1985 года за пределами UK. Дуэт Роланд Орзабол
и Курт Смит сделали то, чего долго не решались сделать Depeche Mode, подражание
которым – главный творческий метод Tears for Fears: они «усложнили» песни,
нагрузив их неожиданными оркестровыми проигрышами, необычными струнными
пассажами, превратив юношеский синти-поп «депешей» в необычный звуковой
аттракцион, где синтезаторы вполне мирно сосуществуют со скрипками (как
в “Head over Heels”), акустическими барабанами (как в “Mother’s talk”)
или даже фортепиано (“I believe”). Следующий альбом Depeche Mode (“Black
Celebration”) содержал фишки, придуманные «тирсфофирзами»: лучшее, на
мой взгляд, признание достоинств “Songs from the big chair”.
20. Tom Waits “Rain dogs”
Как и все предыдущие альбомы Уэйтса, “Rain Dogs” не имел особого финансового
успеха, но при этом удостоился отзывов, наверно, во всех музыкальных изданиях
мира, за исключением журналов соцлагеря, где ни о каком Уэйтсе понятия
не имели. То, что в предыдущем альбоме Уэйтса, “Swordfishtrombones”, намечалось
пунктиром, в “Rain Dogs” было прочерчено жирными линиями вдоль и поперек:
сорванный до предела голос, разболтанные гармонии и пронзительная лирика.
Услышав этот альбом впервые, люди о..евают до сих пор. Даже не зная ни
слова по-английски..
|
|