Авторы и читатели сайта инDИка делятся впечатлениями от альбомов, услышанных
в 2005 году. Сводный Топ- 2005 от всех написавших здесь
Vl.Tolstov. ЧАРТОВА ДЮЖИНА.
12 главных альбомов 2005 года.
Это не хит-парад, а просто список наиболее важных для меня альбомов, услышанных
в 2005 году. Нет хуже, нет лучше – все примерно равноценны. Такая личная
картина минувшего года.
1. Belle & Sebastian “Push Barman to open all wounds” НАСТРОЕНИЕ ГОДА.
Сборник лучших песен, собранный с многочисленных EP’s, которые издавались
в разное время. Belle & Sebastian – не очень известная (несмотря на
многолетний культовый статус) команда из Глазго, взявшая название в честь
известного французского мультика про собаку и мальчика. Собственно, название
многое объясняет. Именно такие песни и пишут люди, способные взглянуть
на мир глазами ребенка. Песен в сборнике набралось на полноценный двойник,
не считая бонусов. Скорее даже, это не сборник самих Belle & Sebastian,
сколько мини-энциклопедия стилей, школ и музыкальных мод последнего десятилетия.
Оч-чень рекомендую.
2. Gorillaz “Demon Days” КОМПРОМИСС ГОДА. Еще парочку таких альбомов –
и все забудут, что Дэмон Албарн когда-то возглавлял Blur, одну из самых
влиятельных английских рок-групп (чьи тексты попали даже в британские
школьные учебники). В истории он останется как создатель группы рисованных
фриков, уникального не то экспериментального музыкально-мультипликационного
проекта, не то долгоиграющего розыгрыша. Новый альбом «горилл», он не
хуже и не лучше двух предыдущих – на уровне.
3. Kaiser Chiefs “Employment” ГЕРОИ ГОДА. Альбом стал мировой сенсацией,
разлетелся по миру гигантским тиражом в полтора миллиона (!) копий. Kaiser
Chiefs даже получили престижную премию Brit Awards, которой награждаются
самые кассовые пластинки). И при этом все отлично понимают, что праздник
вот-вот закончится, декорации разберут, а актеров распустят по домам.
Kaiser Chiefs, сколько бы про них не писали, что это-де «новая надежда
британского рока», «люди, вернувшие пост-панку былую славу» - типичные
one-hit wonders, герои на час. Не пройдет и года, как их имена забудут,
как забыли других молодых и дерзких, наделавших шуму, но канувших в Лету.
Ну кто сейчас вспоминает про Strokes, или Black Rebel Motorcycle Club,
или про Datsuns?
4. Franz Ferdinand – You Could Have It So Much Better ОБЛЕГЧЕНИЕ ГОДА.
Знаменитый «синдром второго альбома». Если первый превозносят до небес,
от второго ждешь, что он будет не хуже, и ожидания, как правило, оправдываются.
Слава Богу, что не в этом случае. Второй альбом шотландцев из Franz Ferdinand
оказался вполне под стать дебюту. Алекс Капранос со товарищи по-прежнему
высоко несет знамя возрожденного гитарного пост-панка. Третий альбом обещают
к лету 2006-го. Ждем с нетерпением.
5. Moby “Hotel” ОБНОВЛЕНИЕ ГОДА. Моби вступил в очередной этап творческой
жизни. Долой сэмплеры, долой синтезаторы – встречайте душку Моби в новом
образе! Впрочем, «новый» - это условно. Одеваться в костюм и галстук,
изображая растерянного клерка, придумали еще Брайан Ферри и Дэвид Боуи,
с которым теперь Моби будут сравнивать. Хорошо то, что Моби сумел сделать
пусть не такой глубокий, как мы привыкли, но умный и бесспорно талантливый
альбом.
6. Boards of Canada “Campfire Headphase” РЕНЕССАНС ГОДА. Обратите внимание:
в 2005-м все давно молчавшие зубры электронной сцены записали новые альбомы
– LCD Soundsystem, Chemical Brothers, Coldcut, Prodigy, Deep Dish... Но
именно у канадцев из Boards of Canada случился настоящий ренессанс. Это
многого стоит. Если вы слушаете современную электронную музыку, то понимаете,
о чем я. В океане музыки, которая записывается, сочиняется и исполняется
с применением всяких хитроумных устройств, втыкаемых в розетку, чрезвычайно
трудно придумать что-нибудь этакое, что было бы непохоже на других. У
них получилось. И еще – буду справедлив – пожалуй, у LCD Soundsystem.
Прочие ходят по протоптанным тропам.
7. Mars Volta “Frances the Mute” ЗВУК ГОДА. Я только недавно узнал, что
Mars Volta играют, оказывается, какой-то emocore, хотя я с первого раза,
как их услышал, был уверен, что это какие-то маньяки смешали в одну кучу
фанк, Led Zeppelin, Red Hot chilli Peppers, приправили это виртуозными
гитарными партиями… Получилось такое адское варево. Его полагается есть
о-очень большими ложками (у Mars Volta песни в среднем длятся не менее
пяти минут, а есть и 20-минутные эпики!). В новом альбоме (еще в 2005
году вышел «живой» двойник “Scab Dates”, очень вялый, его все ругают)
стало больше фанка, временами похоже на старую хиппи-арт-роковую команду
Love. Но взлет Mars Volta в высшую лигу мирового рока произошел стремительно.
Цедрик Завала и Омар Родригес-Лопес теперь занимают примерно то же место,
которое некогда принадлежало Роберту Планту и Джимми Пейджу.
8. New Pornographers “Twin Cinema” ДЕЖА-ВЮ ГОДА. Такую музыку, как играют
«новые порнографы», в любом музыкальном магазине вагон и маленькая тележка.
Гитарный инди-поп, ориентированный на хит-парады, с женским вокалом –
ну что может быть предсказуемее? В эту формулу идеально укладываются сотни
имен, от No Doubt, Lush, Cardigans и Moloko до возрожденных Blondie и
их клонов Raveonettes. Тут разница только в том, что New Pornographers
существуют пять лет, записали два альбома (дебютный “Mass Romantic” –
шедевр гитарного поп-рока), успели распасться, поработать в сольных проектах
и собраться снова. Ощущение дежа-вю будет посещать всякий раз, как нажмешь
кнопку “Play”. Это очень и очень незатейливая музыка, которую ты слышишь
каждый день, но при этом что-то в ней (именно в версии канадских «неопорнографов»)
есть такое… ну, такое, знаете (бессильно кручу пальцами)… сами послушайте.
9. Depeche Mode “Playing the angel” РАЗОЧАРОВАНИЕ ГОДА. Вот уж не думал,
что мне, который еще в 1981 году молился на альбом “Speak & Spell”
и был, пожалуй, единственный фанатом Depeche Mode в Восточной Сибири,
придется когда-нибудь писать плохую рецензию об их альбоме! Но истина
дороже. Это очень вторичный альбом, раз. Он написан безмерно усталыми
и равнодушными людьми, это два. Он не идет ни в какое сравнение с их альбомами
80-х годов и – что еще обиднее – с сольными проектами Гэхана и Мартина
Гора, это три. Достаточно.
10. Morrissey “You are the Quarry” ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОДА. Семь лет миллионы
поклонников ждали, когда Мозз наконец-то запишет новый альбом. И вот он
появился. Да там одна обложка валит наповал – Моррисси в костюме, галстуке,
с набриолиненными редеющими волосами держит наперевес черный гангстерский
автомат Thompson 43k. Последний романтик, блин. А уж когда слушать начнешь
– так тут ваще что-то с чем-то начинается. Человек, назвавший “You are
the Quarry” лучшим альбомом в карьере Моррисси с момента его ухода из
Smiths, был, черт побери, прав. Сейчас Моррисси, воодушевленный успехом,
пишет следующий альбом. Продюсер – Тони Висконти, человек, в свое время
сделавший звездой Марка Болана. Что у них вдвоем получится – страшно даже
представить.
11. 2Raumwohnung “Melanholisch schon” ПРИКОЛ ГОДА. А что, действительно
прикольно. Главной движушей силой этого немецкого дуэта является Инга
Хумпе, четверть века назад она была звездой neue deutche welle и половинкой
придурошного поп-кабаре дуэта Humpe Humpe, где пела со своей сестрой.
Потом занималась разными делами и вот теперь возникла в составе дуэта
с непроизносимым названием (а как это переводится, я и поныне не знаю).
У них несколько альбомов в активе, но лучше всех “Melanholisch schon”
– такая шизофреническая версия босса-новы, не то пародия, не то стилизация,
но при этом отменные аранжировки и очень все это интересно слушать и по
второму, и по двадцатому разу. Этот диск месяц прожил у меня на работе,
играя почти без перерыва.
12. Beck “Guero” ТРАДИЦИЯ ГОДА. Надо же – Бэк, начинавший как закоренелый
борец с традициями, сегодня сам стал традицией, записав при этом один
из лучших за последние десять лет альбом. Это все тот же Бек, каким его
любят: не то попса, не то рок, причем сильно заметно, что парень вдумчиво
копается в коллекциях пластинок 70-х – в его песнях веет то тирексом,
то старым Кэтом Стивенсом… В итоге получается музыка, которую можно услышать
и на каких-нибудь задворках рабочего района, и на танцполе в элитной дискотеке.
Впрочем, как принято было писать в советской прессе, главным достоянием
этого исполнителя является его мелодический дар. Мелодии в “Guero” несложные,
но прилипчивые – услышав впервые “Girl”, потом будешь ходить и целый день
ее напевать.