> Инди-поп-справочник
>
Инди-лейблы. Несколько названий
> NUGGETS
> 25
лет назад
> Инди-ретро
> Впечатления в 2005
> Невесёлые ребята
> C-86
> Twee as Fuck
> Альтернативная
вселенная
> Инди все еще на коне
> Ваше мнение учтено
> Особый
случай распродажи
> Где деньги ?
>
Ирония судьбы
> Лицом
к музыке
> Как
стать рок-звездой ?
> 14
ошибок при записи СД
> Медленная
смерть Майкла Джексона
|
> Инди-ретро:
выпуск 4. 1982 год: ПОКА МЫ СЛУШАЛИ «ЗЕМЛЯН»…
Владислав Толстов
< Предыдущая страница
События нашей
жизни: умер Брежнев; в магазинах появились кроссовки «Адидас»
советского производства; новое массовое помешательство – кубик Рубика;
Англия воюет с Аргентиной за Фолклендские острова; приняли Продовольственную
программу; писк моды – дубленки и собачьи шапки; итальянцы стали чемпионами
мира по футболу; самые любимые футболисты – Диего Марадона и Хорен Оганесян
(форвард «Арарата»); самые любимые советские песни – «Маэстро» Пугачевой-Паулса
и «У меня сестренки нет» белорусского ВИА «Верасы». А главной группой
Советского Союза читатели «Комсомольской правды» в 1982 году назвали «Землян».
О том, что за пределами СССР слушали совсем другую музыку, тогда мало
кто догадывался…
5 событий года, которые надо занести в memories.
1. 20 января – во время концерта Оззи Осборн откусил голову живой летучей
мыши. Выходку назвали самым отвратительным сценическим шоу за всю историю
рок-музыки. Это они еще Мэрилина Мэнсона не видели, наивные.
2. В Лангехагене (ФРГ) открылся первый завод по производству компакт-дисков.
3. Первая рекорд-сессия артистов, выступающих под именами Caution и Phea
Flesh (Чикаго). Принято считать эту дату точкой отсчета истории современного
хип-хопа.
4. Впервые группа занимает первые места одновременно в хит-парадах синглов,
альбомов и видеоклипов (Madness соответственно с синглом “House of fun”,
альбомом и сборником видеоклипов “Complete Madness”).
5. Майкл Джексон становится самым коммерчески успешным артистом XX века
после выпуска альбома “Thriller”..
10 наиболее примечательных дебютов года.
1. ABC “Lexicon of love”
Квинтэссенция неоромантизма. Ни до ни после не появлялось столь стерильно
чистой попсы – песня “Look of love” до сих пор остается одним из самых
трогательных хитов 80-х. Повторить успех своей первой пластинки им уже
не удалось никогда.
2. Bad Brains “Bad Brains”
Хардкор. Единственное – и главное – отличие от других, что все участники
– негры, причем самого негритянского обличия – в ярких хламидах, с дредами
и смешных вязаных шапочках. Хардкор при этом выдавали такой, что только
держись. Песня “I’m saling on” однозначно входит в обойму самых убойных
трэков американского хардкора.
3. Billy Idol “Billy Idol”
Расставшись с группой Generation X, Билли Айдол залудил первый сольник
– панк в его исполнении стал более попсовым, танцевальным, что сделало
самого Билли «главным панком» в глазах подростковой аудитории женского
пола.
4. Blanchmange “Happy families”
Почти забытая ныне группа. А ведь когда-то считались чуть ли не лучшими
британскими поп-мелодистами. Присутствуют на всех сборках типа “best of
new romantic of all times”.
5. Christian Death “Only theatre of pain”
Локальное и недолго просуществовавшее направление death-rock (дословно
– рок, озабоченный проблемами смерти), стилевое ответвление от раннего
готического рока. Американцы. Очень убедительные некрофилы. Приятный,
несмотря на мортуальную тематику, альбом.
6. Cocteau Twins “Garlands”
Дебют кудесников с 4AD, будущих королей дрим-попа. На первом альбоме еще
ни дрим-попа, ни каких-то изюминок особых нет. Но ангельский голос Элизабет
Фрейзер уже не дает забыть, кто это такие.
7. Culture Club “Kissing to be clever”
Еще один некоронованный король британского неоромантизма – Джордж О’Дауд,
более известный как Бой Джордж. Бывший гардеробщик модного клуба Blitze,
превратившийся в первую андрогинную звезду. По костюмам, гриму и голосу
ни за что не угадаешь, что это boy – больше похож на японскую гейшу или
молодую похмельную Аллу Пугачеву. На альбоме присутствует хит всех времен
и народов “Do you really want to hurt me?”.
8. Grandmaster Flash “Message”
Считается, что это первый сингл в стиле рэп, изданный на территории UK.
Это такой строгий, скучноватый рэп с остросоциальными текстами против
безработицы и повышения арендной платы (в советском журнале «Ровесник»
их даже похвалили, назвав «новыми песнями протеста»). Успеха не снискали.
У нас почти неизвестны.
9. Meat Puppets “I”
Великая американская хардкор-кантри-банда во главе с человеком по имени
Curt Kirkwood, внешне напоминающим шофера-дальнобойщика или братка – татуировки,
золотые цепи, жирные плечи, голые руки, бачки, расслабленно-наглая ухмылка.
Он имел все шансы стать «Элвисом Пресли» американского хардкора, но слишком
много пил и не очень серьезно относился к своим музыкальным занятиям.
Хотя этот альбом великолепен – более безумных гитарных соло вам не найти.
10. Talk Talk “Party’s over”
Человек по имени Марк Холлиз, щуплый юноша с торчащими зубами и острым
носом, внешне сильно похожий на испуганного мышонка из мультика, своим
переливчатым дрожащим голосом и странными танцевальными (!) балладами
(бывает и такое) сильно смутил тогдашнюю критику. Все понимали, что это
как бы попса, но чувствовали, что за внешней незатейливостью скрываются
мощные силы. Так оно и случилось.
Утраты года.
В 1982 году прекратили активную творческую деятельность три величайших,
на мой взгляд, группы конца 70-х –начала 80-х. Первая – это нью-йоркские
Blondie с Деборрой Харри во главе. Сама она заявила, что прекращение работы
с Blondie связано с тяжелой болезнью ее мужа (Chris Stein, басист Blondie).
Вторая невосполнимая потеря – распались Jam, Пол Уэллер ушел в сольный
проект Style Council. Jam поныне остаются одной из самых культовых групп
британской молодежи. Их цитируют, выпускают трибют-альбомы, им пытаются
подражать – это любовь. И третья потеря – не стало группы Secret Affair.
Сегодня их мало кто помнит, но в начале 80-х они шли в авангарде движения
«мод-ревайвл», наиболее креативной и симпатичной альтернативы грубому
панк-року.
20 альбомов 1982 года, которые обязательно нужно иметь в коллекции.
1. Adam Ant “Friend or Foe”
Расставшись с суперуспешными Adam & the Ants, да еще на волне успеха,
сразу после альбома “Prince Charming”, Адам Ант без лишних слов записал
свой первый сольник – результат получился впечатляющим. Он звучит (что
редко случается) даже лучше «муравьев», а такие крепкие хиты как “Friend
or Foe”, “Something girls”, “Desperate but not serious” и совершенно улетная
“Goody two shoes” ввели Адама в высшую лигу мирового пост-панка. Ничего
лучше “Friend or Foe” он уже никогда больше не запишет.
2. Adrian Belew “Lone rhino”
В начале 80-х к активной деятельности вернулись King Crimson – легенды
арт-рока 70-х. Вернулись не просто так, а с новым гитарным саундом, подобрать
точное определение которому затруднительно: уж как его только не называли,
и «трассирующим», и «стальным», но одно понятно – никогда ТАКОГО звучания
гитары мы не слышали. А придумал его величайший гитарный экспериментатор
французского происхождения Адриан Белью, человек, успевший к тому времени
поработать и с Дэвидом Боуи, и с Фрэнком Заппой, и с Talking Heads, а
незадолго до приглашения в King Crimson записать свой первый сольный альбом.
Несмотря на участие Белью в King Crimson, “Lone Rhino” – самый забубенный
пост-панк. А звук там такой, что некто Трент Резнор из Nine inch nails
надергал оттуда кучу сэмплов для своих индустриальных альбомов.
3. Birthday Party “Junkyard”
Лучший альбом группы (хотя их всего-то три – трудно не выбрать лучший),
после которого наконец-то все поняли, что Ник Кейв никакой не панк, а
просто непонятый гений. В песне “Dead Joe” Кейв превосходит себя: он шумит,
ворчит, рычит, шаманит, выкрикивая что-то типа «охоухоухоу». И так – 27
раз на протяжении полутора минут. Кто хоть раз услышит – разделит мнение
о том, что даже Birthday Party (очень успешная группа) была тесна для
такого талантища, как Ник Кейв.
4. Bow Wow Wow “I want Candy”
Подопечные Мальколма Маккларена, великого продюссера, раскрутившего Sex
Pistols, а после – Adam & the Ants. Bow Wow Wow (по-русски это «гав-гав-гав»)
– совершенно попсовый непритязательный проект, где люди, декоративно раскрашенные
под панков (ирокезы, кожаные куртки, булавки) пели вполне себе такие хитовые
песенки. А вокалировала у них девушка Аннабел Лвин, вьетнамского происхождения.
После феноменального успеха этого альбома у Лвин возникли проблемы с иммиграционной
службой: выяснилось, что ей всего 14 лет, а работать в таком возрасте
в Британии запрещено.
5. Clash “Combat rock”
Лебединая песнь величайшей рок-группы всех времен. Нет, можно возразить,
что, во-первых, Clash потом еще выпускали альбомы, и что в “Combat rock”
они слишком далеко отошли от того праведного панка, с которого начинали,
но пусть все замолчат. “Know yor rights”, “Car jammong”, “Rock the Casbah”,
“Should I stay or should I go” – классика политико-сатирического рока.
6. Cock Sparrer “Shock troops”
Единственные в своем роде представители стиля, который можно назвать как
арт-ой! – смесь излюбленных бритоголовой молодежью песен с традиционными
«ой!ой!ой» в припевах с изысканными, вычурными, какими-то академическими
даже, не побоюсь этого слова, аранжировками. Раз услышав, уже не забудете.
Только одним этим альбомом туповатая, по сути, музыка ой! заслужила себе
место в истории.
7. Cure “Pornography”
После прошлогоднего мрачного и депрессивного альбома “Faith” фанаты ожидали
от Cure чего-то не такого пессимистического – а получили предельно мизантропическую
“Pornography”, где хнычущий вокал Роберта Смита достигает каких-то запредельных
высот (или глубин) мировой скорби. По мнению многих, «Pornography” – пик
карьеры «куров», или, как минимум, лучшее, что они записали в 80-е.
8. Discharge “Hear nothing, see nothing, say nothing”
В 1982 году вышло такое количество роскошных панковских альбомов (добавлю
еще парочку – Exploited “Troops of tomorrow” и UK Subs “Endangered species”)
, что критики встрепенулись и присвоили этому движению лейбл «punk-82”
– типа, очередное возрождение панка, новые традиции, свежее прочтение,
и так далее. Discharge записали полноформатный альбом, собрав туда песни,
ранее выходившие на семидюймовках. Это даже не столько панк, сколько хардкор,
но даже сегодня драйв, с которым они играют, удается мало кому из самых
забубенных пункеров.
9. Duran Duran “Rio”
Очень важный альбом, если вы хотите понять тенденции популярной музыки
того времени. Гедонистические ребята из Бирмингема, Duran Duran произвели
сильное влияние и на визуальные образы того времени. Все эти розовые жилеты
с платочками в кармане, взбитые прически и пиджаки с закатанными рукавами,
все эти признаки самой наимоднейшей крутизны пришли именно с пластинки
“Rio”, вернее, со сборника клипов, снятых специально под каждую песню.
Классика.
10. Elvis Costello “Imperial Bedroom”
Серьезный и повзрослевший Элвис Костелло с честью несет звание «самого
умного британского музыканта», записывая альбомы, где (как в этом) хороших
песен не так много, но те, что отмечены, фантастически, до дрожи, хороши.
11. Fear “The Record”
Вокалист группы Ли Винг – это такой американский Сид Вишес, совершенно
безбашенный персонаж. На концертах он материл публику, бросал в нее бутылками,
и даже дрался с наиболее активными посетителями (что хорошо видно на концертных
видео Fear – например, в фильме Пенелопы Сфирис «Decline of Western Civilisation”).
Группа при этом умудрялась издавать такой грохот, что только на альбоме
можно расслышать, что на самом деле это очень плотные, драйвовые и весьма
цепляющие песни. Пожалуй, это лучший альбом американского хардкора 1982
года.
12. Hubert Kah “Neue Deutche Shlagermusik”
Добро пожаловать в мир нойе дойче велле – глуповатой и веселой немецкой
новой волны! Это дебютный альбом Hubert Kah, на котором нет ни одной слабой,
скучной или нетанцевальной песни. Хитом стала “Rosemarie” с ее совершенно
гениальным рефреном – «па-ба-дабу-дабу-ду-бам».
13. Icehouse “Primitive man”
Австралийская новая волна. Или австралийский альтернативный поп. Разные
энциклопедии относят Icehouse к разным стилям. Хотя правильнее сказать,
что стиль и задачи группе ставил лидер Айра Дэвис, отличный мелодист и
автор нескольких душещипательных баллад, одна из которых – “Hey little
girl” – присутствует как раз на этом альбоме и входит во все антологии
лучших баллад 80-х.
14. Kim Wilde “Select”/ League Unlimited Orchestra “Love &
Dancing”
Звезды школьных советских дискотек 1982 года, причем многие даже не знали
имен исполнителей. И не догадывались, что Ким Уайлд – это на самом деле
новая надежда британского неоромантического поп-рока, дочь культового
британского рок-н-рольщика Марти Уайлда. А League Unlimited orchestra
– усеченный состав Human League, записавший танцевальные версии (сейчас
бы сказали – ремиксы) лучших песен с албома Human League “Dare”.
15. Modern English “After the snow”
Еще одна совершенно забытая – несправедливо – команда. “After the snow”
– краткая энциклопедия стилей. Или демонстрация гениальных возможностей
музыкантов к перевоплощению. Если одни песни звучат как арт-рок, другие
– как готика, то самый главный хит с альбома “I melt with you” McDonalds
купил для озвучки своих рекламных роликов. Modern English писались на
4AD, отчего многие называли их «дрим-поп с гитарами» (памятуя, что на
4AD пишутся все звезды дрим-попа). В реальности эта группа намного больше
любых стилистических рамок. Жаль, что ее так мало знают.
16. Nina Hagen “Nunsexmonkrock”
Первый американский альбом самой эпатажной европейской панк-звезды. На
самом деле ничего особенного, но в 1982-м году песня, где Нина, сексуально
пришепетывая, перечисляет русские имена – «Тамара унд Алеша, Люска унд
Анастасия» - буквально сносила крышу. Кстати, это может быть и акт ностальгии
по прошлому: известно ведь, что когда Нина еще носила имя Катарина и жила
в ГДР, она заняла первое место на конкурсе пионерской песни в Карл-Маркс-штадте.
17. Roxy Music “Avalon”
Roxy Music, а особенно их фронтмен Брайан Ферри (которого злые языки за
излишнюю гламурность прозвали Байрон Феррари) были образцами для подражания
для всех неоромантических мальчиков начала 80-х. Манеры, стиль жизни и
одежда Ферри пытались перенимать и Japan, и Depeche Mode, и Марк Алмонд.
Трудно ожидать, что такое же чувство способна вызывать и музыка Roxy Music,
но именно альбом “Avalon” (кстати, последний в их дискографии) всех в
этом убедил. Аристократический, подчеркнуто отстраненный, поблескивающий
великолепными саксофонными соло, мелодическими и аранжировочными изысками.
18. Toyah “Changelling”
Если Нина Хаген воплощала эпатажное, театральное начало панк-культуры,
то ее главная конкурентка Тойя Уилкокс делала упор на то, что она-де умная,
талантливая, вся из себя такая озабоченная социальными язвами общества,
только вот волосы в рыжий цвет красит. Итог: Нину Хаген знают все, Тойю
помнят только как жену Роберта Фриппа, лидера King Crimson. А ведь это
неправильно: Тойя записывала действительно очень качественные пост-панковские
альбомы, что-то среднее между Cure и Siouxsie & Banshees. “Changeling”
весьма неплох, и содержит главный хит Тойи 80-х – “Brave new world”.
19. Ultravox “Quartet”
Великолепный альбом. Он и сам по себе великолепный – Ultravox в начале
80-х имели репутацию людей, способных в рамках одной пластинки уместить
десять потенциальных хитов, но “Quartet” великолепен еще и тем, что все
аранжировки для него сочинил сам Джордж Мартин – легендарный продюсер,
поставивший звук для Beatles.
20. XTC “English Settlement”
Ну, об этих что говорить. Роскошный альбом, отличные песни. Единственный
недостаток XTC – они умели придумывать отличные мелодии, но в записи растягивали
песни до невозможности. Любой их хит с этого альбома можно легко сократить
вдвое без потери качества. Послушайте “Ball & Chain”, “Yacht dance”
и эпическую “Senses working overtime” – в 82-м подобные песни считались
чуть ли не проходными, даже не верится…
Продолжение
>
|
|