> инDИка 25 лет назад > Аналитика
> Snorecore
> Lo-Fi
> Неопсиходелический инди-поп
> Нойз-поп
> Альтернативный фолк
> Нойз-рок
> Бархатная музыка
> Солянка
   
   
   
   
Архив минирецензий <
Пост-рок
<
Аналитика
<
События
<



>
Инди-поп-справочник
> Инди-лейблы. Несколько названий
> NUGGETS
> 25 лет назад
> Инди-ретро
> Впечатления в 2005
> Невесёлые ребята
> C-86
> Twee as Fuck
> Альтернативная вселенная
> Инди все еще на коне
> Ваше мнение учтено
> Особый случай распродажи
> Где деньги ?
> Ирония судьбы 
> Лицом к музыке   
> Как стать рок-звездой ?
> 14 ошибок при записи СД
> Медленная смерть Майкла Джексона


>
25 лет назад. Музыкальные таблички от Владислава Толстова (продолжение)

< Начало


Factory Sound

Понятно, что индепендент сделали маленькие лейблы, не связанные с переставшей ловить мышей тусовкой мажорных фирм-монстров. А инди-лейбл – это вам не EMI какой, где на десятом этаже офис-центра в департаменте по муз.политике пузатые дядьки «тщатся придумать новую позу», какое бы еще дерьмо записать, чтобы оно было в формате и хорошо продавалось. Инди-лейбл – это воплощение безумных амбиций и авантюрных идей какого-нить отдельного пассионария. Именно поэтому в отличие от мажоров инди-лейблы как партизанские отряды или секты ассоциируются с конкретными именами определенных людей. Которые в этих лейблах были и создателями, и владельцами, и бухгалтерами. Да, и еще они придумывали умопомрачительные концепции и творили такую репертуарную политику, что пузатые дядьки из департаментов обливались слезами. В 4AD таким человеком-демиургом был Айво Уоттс-Рассел, в Rough Trade – Джефф Трэвис, человек, который нашел Моррисси. В Factory Records, манчестерском рекорд-лейбле, стартовавшем в 1978 году, таких креативных персон было три. Основатель и главный «охотник за черепами» Тони Уилсон (Tony Wilson), звукорежиссер и поэт Мартин Хэннет (Martin Hannet) и компьютерный гений, а также неудавшийся актер Пит Сэвилл (Pete Saville). Эта троица и создала лейбл (как гласит легенда, якобы - в полном соответствии с названием – в помещениях заброшенной фабрики на окраине Манчестера, хотя на самом деле Factory – название манчестерского клуба), который, по сути, «сделал» всю основную музыку, звучавшую в ранние 80-е и вплоть до 1997 года, когда алкоголизм и раздолбайство свели Хэннета в могилу, Сэвилла – в клинику, а Factory Records – в финансовую пропасть. На этой этикетке писались многие уважаемые люди – Happy Mondays, James, OMD, 23 Skidoo, Electronic, Cabaret Voltaire, но нас, разумеется, интересуют группы раннего периода существования фирмы, которые, собственно, и создали понятие “Factory sound” – размазанный, унылый, мерцающий, как болотная гнилушка, переливающийся похоронным серебром. Саунд групп, писавшихся в начале 80х на Factory, узнается безошибочно с первых аккордов и еще до того, как вы прочтете на обложке, что этот трэк сводил Мартин Хэннетт. Это история успеха: три типа, собравшиеся, чтобы промоутировать местные таланты (такая манчестерская фабрика звезд, блин!), перевернули мир с ног на голову. В 76-м году на концерте Sex Pistols Тони Уилсон встретился с Яном Кертисом, который только что решил изменить название своей группы с Warsaw (дань декадентским корням Bowie) на Joy Division – и эта встреча произвела в музыке не меньшие изменения, чем встреча в Ливерпуле неприкаянного гомосексуалиста Брайана Эпстайна с некими Beatles. Joy Division – так назывались женские бараки в немецких концлагерях, служившие публичными домами для охранников. На основании этого Кертиса часто обвиняли в фашизме, что само по себе бред, поскольку Joy Division остались одной из самых «неидеологизированных» групп. Два альбома, три сингла, фотография Кертиса на обложке NME, выступление в передаче Джона Пила, ворох концертных записей и бутлегов ужасающего качества – вот, собственно, все, чем мы располагаем для идентификации феномена “Factory records ‘ sound”. Joy Division – не просто еще одна из великих групп гитарного андеграунда. Это, пожалуй, самая ошеломляющая команда, которая появилась после Sex Pistols – темная, первобытная, невероятно возбуждающая, хотя Кертис поет как сомнабула, если, конечно, сомнабулы поют (знакомый врач, послушав ‘Love will tear us apart’, сказал, что это типичная речевая манера больных эпилепсией, к коим относился и лидер Joy Division). Кертис умер молодым (за два месяца до 24-летия), в Лондоне сумрачного провинциала толком узнать не успели – человек-загадка, словом, самое то для создания культа. Впрочем, сегодня JD – это Культ с большой буквы: коммерческий успех любых неизданных записей группы (чаще всего чудовищного качества, даже несмотря на дорогостоящий ремастеринг) гарантирован. Похоже, “Factory sound” – это не столько музыкальная мода, не столько даже стилистическое определение, сколько социокультурный феномен. Или метафизическая сущность. Или просто хорошая музыка.



Неоромантики

Считается, что неоромантики – это британский ответ американскому движению яппи, другие источники числят новых романтиков по ведомству сугубо клубной культуры. В любом случае известно, что первые группы неоромантиков появились в лондонских клубах в начале 80-х, когда панк стал скучен, а под ритмы пост-панка нельзя было танцевать. Явление появилось именно как запрос молодежной аудитории на «свою» танцевальную музыку – футуристическую, необычную, герметичную. И неслучайно, что произошло это именно в Лондоне – городе с богатыми богемными и декадентскими традициями. Поскольку самым модным клубом Лондона того времени был Blitz, где администратором служил Стив Стрэйндж (Steve Strange), лидер группы Visage, слащавый синтезаторный саунд Visage и – главное – фантастический дресс-код музыкантов и посетителей клуба определил новый стиль. Неоромантики стали одной из самых вычурных (в смысле внешнего вида) субкультур. Дикий карнавал самых отважных нарядов – от полиэтиленовых комбинезонов и смокингов до розовых перчаток под военный плащ – оставил сильное впечатление. Впоследствии массовая мода, конечно, сильно смягчила вызывающий стиль неоромантиков, но говорить о них сегодня вне контекста молодежной моды начала 80-х не приходится, поскольку именно мода, внешнее, look были главным содержанием движения. Музыкальные достижения более скромные. Из того же Blitz впоследствии вышел синти-поп – заимствовав внешнюю эстетику неоромантиков, более серьезный в том, что касается собственно музыки. Неоромантики же так и остались не идеей, не движением, а скорее, клубной модой на один-два сезона. Сначала мода, и только потом – музыка. Клипы Duran Duran можно смотреть и с выключенным звуком, хотя потом выясняется, что и музыка у них очень ничего. За десять лет до бума на неоромантиков примерно то же самое произошло и с глэм-роком: много грима, много разговоров о том, кто в чем вышел на сцену, много внешнего блеска и в сухом остатке – жалкая горсточка реально интересной музыки. Впрочем, глэм-рок, худо-бедно, создал собственную музыкальную традицию, у неоромантиков не оказалось и этого. Статьи о неоромантиках сегодня можно чаще встретить в журналах, посвященных опять же моде, мне приходилось читать про них даже в издании для парикмахеров Hair’s, поскольку, как оказалось, именно неоромантики придумали высветлять чубы и вообще произвели несколько маленьких революций в парикмахерском мире. Что касается музыки – большинство легенд движения устарели через два-три года, сегодня они звучат чудовищно архаично.

Дрим-поп

Дрим-поп – одно из самых волнующих порождений «новой волны» первой половины 80-х и проект еще одного великого «фабриканта звезд» - владельца рекорд-лейбла 4AD Айво Уоттс-Рассела. Когда в 1979 году Рассел и его друг Питер Кент ушли из фирмы Beggars Banquet с намерением создать собственный лейбл, который будет записывать и издавать музыку, какой не записывает никто, идей и влияний в воздухе носилось столько, что следовало только выбрать наиболее подходящее. Вообще-то на 4AD писались и Pixies, и Belly, и прочие достойные люди, и об истории лейбла следует как-нибудь поговорить отдельно, но нас в данном случае интересует исключительно дрим-поп (не все исполнители дрим-попа, заметим, связаны с рекорд-лейблом Уоттса-Рассела). Термин «дрим-поп» впервые произнесен применительно к дебютной пластинке группы Cocteau Twins “Garlands” (1982), и после этого Рассел и Кент поняли – это именно то, что нужно. В музыкальном плане дрим-поп смыкается на одном фланге с наивной студенческой психоделией 60-х (Pink Floyd, Arthur Brown, Country Joe & Fish), с другой – с мрачным подвальным звучанием новых готических групп (кое-кто находил прототипы дрим-попа даже в первой пластинке Bauhaus!). В родственниках у дрим-попа и звуковые коллажи-пейзажи-витражи Брайана Ино, и манерные Can, и краут-рок, и, разумеется – как это следует из названия – поп-сцена ранних 80-х, только-только с энтузиазмом освоившая синтезаторы. И еще если кто помнит такого английского певца 60-х Скотта Уолкера (Scott Walker), то и он может считаться предтечей дрим-попа.

Четкого и однозначного определения дрим-попа, видимо, не существует. Скорее, дрим-поп – дефиниция не столько музыковедческая, сколько эмоциональная. Как и всякая необычная музыка, дрим-поп в первую очередь действует на ваше сердце, а потом вы подключаете голову и пытаетесь объяснить, что это такое. Достаточно послушать любой альбом тех же Cocteau Twins (придумавших каноны жанра, все, что позже – вялое подражательство), чтобы заразиться этой медитативно-невесомой музыкой, парящей где-то в высших слоях атмосферы и излучающей ослепительный оптимизм. Дрим-поп – это в первую очередь sound, аранжировки, а аранжировки придумал как раз ушлый дядька Айво Уоттс-Рассел. Каскады акустических, симфонических, хоровых, этнических тембров, углубленное использование средневековой музыки, достижение невероятно воздушного и прозрачного звука. Собственно, если все эти звуковые вкусности умело разместить в формате трехминутной песни, прокрутить на радио – все, новое течение готово. Знакомые звукорежиссеры говорят, что Уоттс-Рассел и его sound-продюсеры что-то сделали со стереопанорамой, раздвинули ее как-то, что ли. В результате получилась фантастическая звуковая картина, широкое полотно, на котором тут и там, скупыми штрихами как на японских картинах, присутствуют разные звуки – арфа, синтезатор, какие-то струнные переборы, вздохи, шепот… И обязательно поверх всего парит ангельский голос певицы (в дрим-попе, кстати, очень уважали «размножать» вокальные партии до настоящих оперных вибрато):Элизабет Фрейзер (если слушаете «Кокто Твинз») или Лизы Жерар (если слушаете «Дид Кен Дэнс»). Эта полифоническая, текучая, завораживающая и загадочная музыка, густо пропитанная «музыкальными приветами» из средневековой, национальной и церковной музыки, не могла не покорить интеллектуалов по обе стороны Атлантики. Потому что признаваться в том, что ты слушаешь попсу, некомильфо, а вот дрим-поп – это уже как бы не совсем попса, а встреча с высоким искусством, духовность, парение, радение и проч. Специально для такой публики Айво Уоттс-Рассел запустил проект This Mortal Coil, который, по сути, правильнее назвать пародийным. «Звезды» 4AD собирались и записывали песни для коллективных сборников с общим названием This Mortal Coil, и по сравнению с их аутентичным творчеством звучат эти междусобойчики довольно смешно.

Как и всякий локальный стиль, дрим-поп держался на двух-трех «стилеопределяющих» артистах. Как только им надоело играть одно и то же, и они стали экспериментировать (собственно, Cocteau Twins и Dead Can Dance занялись этим с третьего альбома), стиль умер.


ой!
Е
Если очень коротко, то ой! явился ответом молодых панков на разложение и деградацию своих кумиров. Примерно в 79-м панк стал превращаться в карикатуру: лидеры движения кто умер, кто спился, кто ушел зарабатывать деньги. Ой!-движение зародилось в рабочих кварталах Ист-Энда, а присвоить слово «ой!» новой музыке – злой, хулиганской и более грязной, чем «традиционный» панк, первым догадался журналист Gary Bushell, которого ой!стеры ненавидят, поскольку помимо идиотского названия Бушелл сделал немало для того, чтобы прославить ой! как музыку неонацистов – точнее, самой экстремальной части пролетарской британской молодежи. Хотя ой!, считающийся «официальным» музыкальным стилем скинхэдов, этого не заслушивает. Да и со скинами не так все просто. Они еще в 60-е делились на левых и правых, националистов и «шарпов» («шарп» - это аббревиатура на английском, расшифровывается как «скинхэды против расовых предрассудков», такие дела). Так что политизированность ой! сильно преувеличена. Да и надо сказать «спасибо» некоему Яну Стюарту, фанатичному нацисту, который в составе группы Screwdriver (чудовищно никакой в плане музыки) сделал ой! идеологией своих сторонников. Лет десять назад Стюарта зарезали, так что Бог ему теперь судья. Настоящий расцвет ой!-музыка пережила в начале 80-х, все что было позже – повторы и копии. А песни классиков жанра вроде 4-Skins, Sham’69, Cockney Rejects и проч украсят любую коллекцию. Да, следует сказать еще об одной фишке – цифровых индексах в названии многих ой!-команд (Sham’69, Resistanse 77, Condemned 84 и многие другие). 69-й год считается годом рождения движения скинхедов (кстати, скинхэдами были и любимые в России Slade, вы знали об этом?), в 77-м появился панк, 1984-й – это скорее всего связано с романом Оруэлла «1984». А 88 – мистическое число Гитлера, уважаемого в радикальной тусовке любителей ой! деятеля.

Продолжение>


 
   
   
   
   
   
   
   
   


> гостевая книга

> сообщество

> ссылки

руководитель проекта: Андрей Шамрай
дизайн: Александр Сысоев
©odd.ru

альбомы для монет в Москве, доставка курьером
Hosted by uCoz