>
Yo La Tengo. Рецензии на альбомы.
Часть II
Summer Sun
Yo La Tengo
принято сравнивать с Velvet Underground. Это, вполне, понятное и предсказуемое
сравнение в 2003 году уже совершенно не актуально. Безусловно, группа
испытала на себе влияние революционеров 60-х. Лидер Yo La Tengo - Айра
Каплан (Ira Kaplan) и его жена Джорджия Хабли (Georgia Hubley) даже
сыграли легендарную команду в кинофильме «Я стреляла в Энди Уорхола»
режиссера Мэри Хэррон (Mary Harron). Но Yo La Tengo отнюдь не двойники
и не эпигоны Velvet Underground. У них нет популяризатора и стратега
Энди Уорхола, нет песни «All Tomorrow’s Party» и им не написать «Perfect
Day» или другую песню, которую обладатели «Грэмми» захотят исполнить
хором. У Yo La Tengo есть нечто другое, то, что делает их значимой группой
в инди-культуре.
При всей их кажущейся музыкальной традиционности (довольно мелодичные
песни с куплетами и припевом) группа склонна к экспериментированию,
к переворачиванию песенной формы. В этом они мне напоминают Sonic Youth,
только с улыбкой на лицах и в больших круглых очках. В Sonic Youth,
однако, больше нойза и экспрессии, тогда как Yo La Tengo на первый взгляд
вообще лишены каких-либо эмоций. Они играют сонно и неторопливо, но
спать при этом совсем не хочется. Также как у Sonic Youth их музыка
лишена электроники. Все звуковые эффекты достигаются при помощи «живых»
инструментов или работой звукоинженера и продюсера с теми же «живыми»
инструментами. Yo La Tengo постоянно трансформируют традиционную форму
поп-песни то, доводя её до абсурда с продолжительной концовкой, то только
кратко обозначив мелодию в пределах полутора минут. Это довольно странно
- играть поп-музыку и не быть поп-группой (именно, в том виде, в котором
мы привыкли слышать поп-группы на радио и видеть их по TV), не быть
в чартах и на обложках глянцевых журналах. По меткому определению журналиста
Андрея Горохова «поп-музыка должна быть непредсказуемой и волнующей.
Кого-то она должна пугать, а кого-то восхищать». В данном случае, Yo
La Tengo, как раз и представляют из себя пример необычной поп-группы.
Начиная с 1990 года, почти в каждом альбоме им удаётся достичь определённого
настроения и оригинальной атмосферы. Поэтому уверенно можно сказать,
что у группы есть собственный почерк, хотя по саунду Yo La Tengo, временами,
бывают схожи со многими группами, работающими в близкой стилистике.
Новый альбом «Summer Sun», вышедший в ушедшем году на лэйбле «Matador»,
был спродюсирован Роджером Маутнотом (Roger Moutenot). Он уже десять
лет сотрудничает с группой. Во многом, благодаря, именно Роджеру Маутноту
Yo La Tengo смогли уйти от стандартов инди-рока, с каждой пластинкой
всё больше и больше погружаясь в эксперименты со звуком. Перенесемся
на 14 лет назад и сравним диск «President Yo La Tengo» с новой работой
коллектива. Создаётся впечатление, что эти два альбома были записаны
совершенно разными группами. Точки соприкосновения у этих двух пластинок,
конечно же, есть, но они подобны контурам, лёгким штрихам. Изменения,
которые произошли в музыке Yo La Tengo за последние полтора десятка
лет можно назвать кардинальными.
Yo La Tengo стали гораздо спокойней. Неспешность в «Summer Sun» начинается
с первого же трека - «Beach Party Tonight», где вокал размыт и распылён
в общем саунде. Звук же, в композиции, открывающей альбом, наполнен
гитарой с эффектом реверс, клавишами, духовой секцией и бонгами, которые
в свою очередь дают ощущение индийской раги, задумчивой и монотонной.
В гудящих и шероховатых песнях, коих на альбоме довольно много, почти
всегда угадывается простая поп-мелодия. В музыке Yo La Tengo появились
интонации в стиле боссанова. Их можно услышать в композициях «How To
Make a Baby Elephant Float» и «Winter A-Go-Go». Ритмика тоже стала отнюдь
не простой, она стала раскачивающийся и подвижной, как в джазе и фанке.
Изобилуют различные звуковые нюансы и детали. Они отлично насыщают альбом
и делают его загадочным. Десятиминутная вещь «Let’s Be Still» соединила
в себе всё джазовое нутро Yo La Tengo и апатичные мышцы инди-попа. Последняя
вещь «Take Care», как бы сигнализирует нам, эксперименты экспериментами,
но закончим мы альбом обычной песней, с акустической гитарой на переднем
плане, медленной и душевной, как это умели делать Боб Дилан и Лу Рид.
Этой песней Yo La Tengo продемонстрировали свои истоки, свою непотерянную
связь с традиционной американской музыкой. Для Yo La Tengo это представляется
важным.
Антон
Касимов