> Инди-поп-справочник
>
Инди-лейблы. Несколько названий
> NUGGETS
> 25
лет назад
> Инди-ретро
> Впечатления в 2005
> Невесёлые ребята
> C-86
> Twee as Fuck
> Альтернативная
вселенная
> Инди все еще на коне
> Ваше мнение учтено
> Особый
случай распродажи
> Где деньги ?
>
Ирония судьбы
> Лицом
к музыке
> Как
стать рок-звездой ?
> 14
ошибок при записи СД
> Медленная
смерть Майкла Джексона
|
> 25 лет
назад. Музыкальные таблички от Владислава Толстова
(шестая страница)
< Предыдущая страница
Шеффилдская
сцена
Шеффилд – известный английский город, в самой середке Англии, столица
графства Йоркшир. В начале 80-х – город, где зародилось, сформировалось
и получило первый коммерческий успех движение неоромантиков. Правильнее
было бы сказать, что в Шеффилде в начале 80-х зародилась традиция коммерчески
ориентированной электронной музыки. Когда-то Шеффилд даже называли столицей
синти-попа. И, кстати, это единственный в Британии город, где есть музей
современной поп-музыки. Шеффилдская сцена – это такой редкий случай, когда
в одном городе появляется несколько команд, разных по своему бэкграунду,
но играющих стилистически близкую музыку. Подобными локальными феноменами
история британской музыки буквально пестрит. Ковентри, откуда пошло возрождение
ска; Манчестер, о котором и лишний раз говорить не следует; известный
среди поклонников блюза Тоттенхэм, где блюзовые музыканты сделали своей
фишкой знаменитый tottenham sound, и так далее. Что же касается Шеффилда,
то там как началось 25 лет назад, так до сих пор никак не закончится.
«Шеффилдская сцена» начала 80-х оставила мощную городскую традицию исполнения
музыки на электронных инструментах. Эту традицию подхватили Стив Беккет
и Роб Митчелл, которые создали самый известный британский лейбл электронной
музыки Warp Records, штаб-квартира в Шеффилде. Из Шеффилда же корни великой
электронной экспериментаторской группы Cabaret Voltaire, участники которой
сегодня продюсируют альбомы Aphex Twin’а и LFO. Да, чуть не забыл: и Pulp
ведь тоже из Шеффилда! Так что из искры, задутой в начале 80-х, возгорелось
неплохое пламя.
Альтпопрок
Строго говоря, альт-поп-рок – достаточно синтетическое определение. Известно,
что само слово alternative в английском чаще используется как прилагательное,
нежели как самостоятельное определение стиля. Поэтому чтобы понять, что
такое альт-поп-рок, следует прежде всего помнить, что представлял собой
«базовый», опорный стиль - поп-рок. С поп-роком, собственно, все ясно:
как только появился рок, так сразу же возникла и его попсовая, массовая,
хит-парадная версия. Тот же рок, те же гитары, только чуть поглаже, послаще,
попонятнее. Больше пафоса и меньше политики. Музыка для среднего класса.
Изначальна сильные и безумные концепции, грамотно расфасованные для типичного
потребителя. Альт-поп-роковые пластинки не стыдно держать в коллекции,
если хочешь прослыть дельным меломаном.
Один мой знакомый вообще считает поп-роком весь стадионный рок, включая
AOR, глэм, арт-рок и проч. Доля истины здесь есть. Хотя если говорить
о тенденциях именно конца 70-х, когда возникло само понятие альт-поп-рок,
то надо заметить, что тогда вся музыкальная среда испытывала сильное влияние
идей панка. Правильнее сказать, что сама атмосфера того времени была буквально
насыщена и пропитана панком.
И ранние альт-поп-рокеры – это недавние панки, которые в один прекрасный
момент сказали – «не, мы не хотим всю жизнь играть по пивнухам. Мы хотим
записывать хиты и зарабатывать нормальные деньги». Как уж их потом не
называли – поп-панком или панками «второй волны», суть остается прежней:
ребята грамотно использовали моду на панк, превратив ее в источник дохода.
Среди них встречаются, конечно, и исключения (тот же Fall), но в массе
своей достаточно тщательно поскрести любую легенду гитарного альтернативного
поп-рока – и непременно обнаружатся ее панковские корни.
И последнее. Альт-поп-рок – достаточно промежуточный стиль. По сути, в
начале 80-х возникла ситуация, когда появилось некоторое количество команд,
которые играли вполне попсовую музыку, но при этом категорически отказывались
признавать себя участниками какой-либо существующей на тот момент сцены
– ни пост-панк, ни новая волна, ни новые романтики. Чтобы как-то обозвать
эту компанию, придумали искусственный (что было понятно с самого начала)
термин altpoprock. Чуть позже более употребительным стала дефиниция indie,
обозначавшая группы, писавшиеся на независимых лейблах. В Billboard, главном
музыкальном издании США, своего рода музыкальном Политбюро, даже завели
собственные indie-charts. Почти одновременно появились Smiths, которые
настолько выламывались из всех традиций, что для них было необходимо придумать
какую-то собственную дефиницию, поскольку это был уже не поп и даже не
совсем рок (вернее, совсем не рок). А в 90-е слово alternative стали лепить
уже на что попало, окончательно девальвировав само понятие «альтернативности»,
то есть иного подхода к музыке.
Забавно, что сегодня alt-pop-rock начала 80-х звучит и воспринимается
как самый что ни на есть мэйнстрим. То, что вчера было альтернативой,
дерзким вызовом, сегодня становится консервативной традицией. Музыкальная
революция четверть века спустя превращается в звуковое сопровождение ностальгических
вечеринок.
|
|