Нил Халстед – это нечто вроде британского героя по части сочинительства
песен; он возглавлял революционный шугейзерский состав Slowdive, а затем
основал Mojave 3, мрачноватую фолк-рок-группу. После недавнего тура
в поддержку третьего альбома Mojave 3, Халстед при поддержке нескольких
друзей занялся сольной карьерой. Эти записи вылились в Sleeping on Roads
(4AD), убаюкивающий альбом, вызвавший еще большее одобрение критиков
и сравнения с Ником Дрейком. И в самом деле, альбом задумчив и выдержан
в той же манере, но что более важно – Халстед заявил о себе как об особом
таланте, с группой или без оной. PopMatters поймал его в штате Техас,
где Нил находится в начале своего текущего тура по Америке.
PopMatters: Где вы теперь, в штате Техас?
Нил Хэлстед: Да, я нахожусь в Далласе. Мы добрались
сюда из Санта-Фе [Нью-Мексико] вчера.
PM: Как идет тур?
NH: Все идет довольно хорошо. Мы начинали в Сиэтле,
и мы были в дороге в течение приблизительно полутора недель.
PM: С вами играет кто-то еще?
NH: Нет, только я.
PM: Как проходит сольный тур по сравнению с турами
с группой?
NH: Ну, я имею опыт сольных выступлений в течение
прошлого года, так что я привык к этому теперь. Легче летать самолетом
туда и сюда, потому что в группе у нас обычно семь человек. Так что
все в порядке, я наслаждаюсь этим.
PM: Как создавался ваш сольный альбом?
NH: Я закончил черновые записи с моим другом, Ником
Холтоном, который помог с продюсированием песен. Большинство песен было
доведено до ума в наших домах. И я предполагаю, что мы сделали альбом
приблизительно за полтора года, и как только мы получили семь или восемь
треков, мы просто пошли в 4AD и спросили, выпустят ли они такое.
PM: Вы писали сольные песни одновременно с новыми
песнями Mojave?
NH: Да. Я имею в виду, что Mojave не висит на мне
огромным грузом разных обязательств. Мы делаем разумное количество туров
и записей нового материала, но это не походит на полную рабочую неделю.
Постоянно я занимаюсь только сочинительством.
PM: В прессе были намеки, что ваш альбом, возможно,
был вдохновлен неудачным романом.
NH: Не совсем так. Некоторым из песен примерно по
пять лет. Я бы не сказал, что это - альбом о разрыве, потому что я думаю,
что все эти песни о различных вещах, а не об одной специфической теме.
Я думаю, что вероятно часть песен - об отношениях, но я не писал альбом
исключительно о разрыве. Я думаю, что очень немногие из песен действительно
об этом повествуют.
PM: Вы наслаждались свободой сольного творчества?
NH: Да. Я не пытаюсь в студии контролировать все и
вся. Обычно, когда я работаю с группой, это происходит так - я приношу
песню, каждый играет свое, и мы делаем запись. На сей раз было забавно
быть более вовлеченным в продюсирование и аранжировки, играть на большем
количестве инструментов. Да, я действительно наслаждался этим.
PM: Хотя этот альбом сделан в более сдержанной манере
чем записи Mojave, здесь есть некоторое ненавязчивое приукрашивание,
например - виолончель и труба.
NH: Да, там много таких вещей. Мы использовали много
дешевых клавишных 80-ых годов.
PM: Это те вещи, которые никогда не подходили под
формулу Mojave?
NH: Я думаю, что этот альбом в большей степени отражает
мои собственные чувства чем записи Mojave. Я сказал раньше, что в группу
вовлечено семь человек, каждый вносит вклад и затем вы получаете смесь
влияний всех этих различных людей. Мне кажется, что этот альбом больше
рассказывает обо мне.
PM: Музыканты, игравшие на альбоме - ваши друзья?
NH: Да, они просто друзья. Если бы мы нуждались в
ком-то, чтобы человек пришел и сделал кое-что, мы бы ему позвонили.
И если бы они пришли, мы дали бы им пива. Я думаю, что каждый, который
играет на альбоме - друг. Только так все и работает. Я подразумеваю,
что это не та ситуация, когда ты имеешь неограниченный бюджет на запись,
когда ты можешь нанять любых сессионных музыкантов. И я, вероятно, все
равно бы так не сделал, потому что для меня музыка всегда больше заключалась
в творческом сорудничестве с людьми, которые тебе нравятся. Не то что
бы мы намеревались делать какую-то особую запись. Просто так случилось,
что мы записали несколько песен и попросили нескольких людей придти
помочь.
PM: Да, альбом повсюду имеет смягченное, дружественное
настроение.
NH: Да, я думаю, что это теплая запись. Это - одна
из тех вещей, которыми я наиболее доволен.
PM: Вы упоминали серфинг - вы им занимаетесь?
NH: Да, я люблю серфинг. Я жил в Хантингтон-Бич [Калифорния]
некоторое время в 1991 году, и местные ребята затащили меня в серфинг.
Так что, когда я вернулся в Англию, я поселился в Корнуолле, который
располагается на океанском побережье на юго-западе Англии. И там есть
большая серфинговая сцена, как я предполагаю - с конца 60-ых. Я думаю,
что это было начато некоторыми австралийцами, которые работали тут спасателями.
Так что я теперь большой поклонник серфинга. Я занимаюсь им столько,
сколько могу.
PM: Вас всегда много сравнивали с Бобом Диланом, но
ваш сольный альбом сравнивается больше с Ником Дрэйком.
NH: Я думаю, что в альбоме много влияний фолка конца
60-ых.
PM: Еще вы цитировали Леонарда Коэна и the Smiths
NH: Я люблю весь этот материал. Я думаю, что эта конкретная
запись была вдохновлена людьми подобно Тиму Хардину, Джей Джей Кэйлу,
Нику Дрэйку или даже Fairport Convention и Ричарду Томпсону. Мы также
хотели добавить элементы Spiritualized, имея в виду более многослойный
материал и более художественное продюсирование. Было много влияний,
но в основном это фолк-запись.
PM: Вы сказали, что ваш стиль игры на гитаре в этом альбоме
отличается от Mojave. Он напоминает людям Ника Дрэйка, тем более, если
учесть недавний всплеск его популярности.
NH: Ну, я – большой поклонник Ника Дрэйка, не поймите меня
неправильно, но это большей частью влияние Дэвида Грея и Берта Янча
и даже людей вроде Нормана Блэйка. Просто они не такие известные. Поэтому
как вы и сказали, Ник Дрэйк – самая очевидная реминисценция, что замечательно,
потому что Ник Дрейк великолепен.
PM: Вы могли бы уточнить насчет влияния Берта Янча?
NH: Он был выступал с начала 60-ых, и наверное первые
его два альбома – вот что на меня произвело впечатление. Он был большим
влиянием для Ника Дрэйка и Джимми Пейджа. Простой английский парень,
который выступает до сих пор. Он отлично играет в этом перебирающем
стиле, и его вокальный стиль похож на Ника Дрэйка.
PM: И он вдохновил вашу сольную песню "Driving
With Bert"?
NH: Да, это был просто поклон Берту, потому что песня
действительно сделана под влиянием его стиля. Хотя песня и не о нем,
название возникло именно по этой причине.
PM: Вы собираетесь в будущем работать соло?
NH: Я не знаю, возможно. Мы только начали делать запись
нового альбома Mojave, так что я предполагаю, что мы закончим эту вещь
за лето и выпустим ее. Да, возможно я сделаю сольный альбом, но я не
знаю когда.
PM: Как вы думаете, новый альбом Mojave будет отличаться
от прежних записей?
NH: Еще рано говорить. Пока то, что мы сделали, отличается
от материала, который мы записывали прежде. Но это не радикальное отличие,
я полагаю. Там все еще есть ощущение старого доброго Mojave.
PM: Как вы думаете, сольное творчество повлияло на
вашу работу с Mojave?
NH: Я думаю, что это был хороший опыт для меня. И
мне было очень приятно снова играть с Mojave. Можно сказать, мой интерес
к работе с Mojave усилился.
PM: Часто, когда временно отдыхаешь от какой-то деятельности,
потом возвращаешься к ней с новыми силами.
NH: Точно. В моем случае – это игра в хорошей группе.
PM: Я читал, что группа работает над переоборудованием
новой студии.
NH: Да, мы сделали небольшую студию в Корнуолле для
домашних записей. Это не совсем дом, это - маленькая студия. Старое
здание, которое было переделано.
PM: А где вы работали прежде?
NH: У нас была другая студия, где мы записали основную
часть материала Mojave, но мы потеряли эту студию пару лет назад. Так
что сегодняшняя схема состоит в том, что мы записываемся дома, а доделываем
запись в студии.
PM: Ваша песня "Dreamed I Saw Soldiers"
основана на музыке Дэмьена Джурадо, не так ли?
NH: Да, сначала я в течение долгого времени играл
песню Дэмьена Джурадо "Ohio". Я услышал эту песню два или
три года назад, когда только что вышел его альбом Rehearsals for a Departure.
Я играл эту песню на концертах, и у меня в это время была куча заготовок
текстов к песне "Dreamed I Saw Soldiers" , но у меня не было
мелодии. И однажды я играл песню Дэмьена, но стал петь на нее свои стихи.
Вот так все и вышло. Я написал Дэмьену по электронной почте, что я украл
у него песню.
PM: Он отличный автор, особенно в Ghost of David.
На вашем сольном альбоме тексты не напечатаны на вкладке, в то время
как в альбомах Mojave они обычно присутствуют… Почему ?
NH: Я не знаю. Как-то так вышло, что когда мне звонили
насчет выхода альбома, у меня не было записанных текстов или я не хотел
их записать. Это довольно странно, потому что я никогда по-настоящему
об этом не заботился, но когда играешь в каком-нибудь месте типа Германии,
то понимаешь, что надо бы дать людям тексты, потому что английский для
них не родной. Мне кажется я достаточно ясно все произношу, но просто
поразительно как часто ко мне подходят люди и говорят, что они поняли
какую-то строчку совсем не так, как я ее спел. Ну и это хорошо, потому
что это открывает возможности для разных интерпретаций.
PM: В альбоме есть возвращающиеся темы сна, мечтаний
и спасения. Это осознанно выбранные мотивы?
NH: Нет, это сделано бессознательно. Я полагаю, там
должна быть тем путешествия или побега. Я сажусь писать песни не о каких-то
конкретных вещах. Иногда напишешь половину песни прежде чем поймешь,
про что она.
PM: Как британский фолк-исполнитель с сильными американскими
влияниями, где вы видите разделительную линию между двумя этими вещами
и насколько она тонка?
NH: Я не знаю. Я подразумеваю, для меня всё это -
музыка. И я думаю, что сходство таких людей как Ник Дрэйк или Берт Янч
с кем-то вроде Таунса Ван Занта – оно очевидно. Вот это и интересно
в фолк-музыке. Нет огромного различия между американской народной музыкой
и английской народной музыкой. Я слушаю и то, и другое. Я, вероятно,
беру большинство влияний из Америки, судя по тому, что я слушал в детстве.
Я имею в виду, что первыми группами, в которые я действительно въехал,
были Dinosaur Jr. и Mudhoney. Но, в то же самое время, были Jesus &
The Mary Chain, Spacemen 3 и Loop. Всегда так было, что есть американская
группа и английская группа, как Sonic Youth и My Bloody Valentine. Мне
кажется, что эти две музыкальные культуры подпитывали друг друга на
протяжении долгого времени.