Случайному слушателю можно простить использование термина "space
rock" при описании музыки группы, которая называется Flying Saucer
Attack и наполняет свою музыку шумящими гитарами, изящным фидбэком и приглушенным
вокалом. Однако этот наилучший пример ло-фай экспорта из Бристоля(Англия)
кажется более интересным, когда развивает меланхолическую красоту английской
провинции, чем когда закручивается в галактический водоворот.
Честно говоря, группа вдохновлена такими межпланетными странниками как
My Bloody Valentine, Spacemen 3 и последователями краут-рока Popol Vuh,
однако Flying Saucer Attack усмиряют свою космическую сущность, смешивая
фолк-рок и амбиентные пассажи в реверберирующие пейзажи, превращая космические
экспедиции в туманные сельские сны. Прошлый альбом рисовал закаты, темные
леса и горы, что определенно подтверждало - Flying Saucer Attack земная
группа.
Последний альбом группы, Chorus, сборник песен, которые не вошли ни в
один из трех предыдущих альбомов группы. Диск связывает их вместе как
цельную работу, представляя как сверкающее слайд-шоу самородков. Песни
просты и аскетичны, только в трех из них звучат ударные, позволяя группе
накладывать гитары и фидбэк и не звучать при этом перегруженно. Вместо
того чтобы сделать упор на мелодию для продвижения песни, Flying Saucer
Attack делают упор на атмосферу, добавляя или убирая слои звука чтобы
изменить настроение. Но, даже при этом мелодии не лишены структуры.
"Feedback Song" содержит летаргические ударные и двухаккордный
рифф, который скользит как холодный ветер; "Always" начинается
с растерзанной дисторшн мелодический линии, которая затем погружается
в море белого шума. Еще есть "Second Hour," более основательная
шумовая скульптура, которая раскрывает образы мокрой травы и темнеющего
неба. И чтобы доказать, что они не просто очередная фидбэковая шумелка,
Flying Saucer Attack завершают альбом двумя грустными и практически лишенными
нойза треками "February 8th" и "There Dub", которые
раскрывают наиболее тонкие стороны FSA.
Текст на обложке утверждает, что Chorus "означает конец первой фазы
FSA". Возможно, вторая фаза будет наполнена звуками рождения сверхновых
и метеоритных дождей, но на данный момент Flying Saucer Attack продолжают
всматриваться в небо, твердо стоя на земле.
В 1995 году наши любимцы FSA всех нас удивили возвращением к шумному великолепию
их раннего саунда, чуть-чуть усовершенствованного. Но также они вернулись
с ошеломительным заявлением, что это - конец "Первой фазы" FSA.
По сути это значит, что Рейчел ушла в Movietone. Но нам воздалось десятью
треками великолепной красоты пополам с нойзом и убаюкивающими приливами
мягкости. Прекрасная веха в истории группы.
Рецензия
AMG на In Search of Spaces Необычное и весомое свидетельство концертных приключений FSA,
In Search of Spaces, состоит из серии инструментальных кусков с концертов
начала 90-ых, когда в нестабильный состав группы входил помимо прочих
Мэтт Эллиотт из Third Eye Foundation. Общее количество концертов FSA за
все время их существования довольно близко к нулю, а концертный состав
всегда был разным. Лидер Corpus Hermeticum/A Handful of Dust Брюс Расселлл
свел записи вместе и объединил в один трек, занявший на CD около 50 минут.
In Search of Spaces определенно вознаграждает слушателя, но особенно останутся
довольны любители глубоких погружений в транс. Генеральным подходом FSA
к записи всегда были домашние условия и отсутствие глянца - и концертные
записи недалеко ушли от студийных релизов (судя по тексту на обложке,
концертные записи были получены по большей части от публики, а не с пульта).
Если песни вроде "In the Light of Time" приобретают свою силу
за счет некоторой жесткости, то все же лучшее в этой записи - задумчивое.
пост-психоделическое настроение. И нет возможности рассуждать о том, как
что-то было сделано, выносить суждения и т.д. - In Search of Spaces нужно
воспринимать как цельное произведение. Если вклад Эллиотта ограничился
дополнительными ударными, то неземные гитарные вопли Пирса и его шершавый,
но симпатичный фидбэк занимают очевидное первое место. Можно терпеливо
анализировать какие-то отдельные моменты этой пластинки, но все же в целом
это продолжительный джем, который постепенно берет разбег в течение примерно
10 минут, с низким непокорным ритмом - и это фон для прекрасного гитарного
сумасшествия Пирса и компании.
Главная английская (бристольская) спейс-рок группа выбрала для своего
очередного релиза вполне слушабельную песенку британского фолк-исполнителя
Сайрила Тауни, написанную еще в 1958 году и периодически исполнявшуюся
психоделическими группами типа the Trees и the Magic Hour. Не имея ритм-секции
как таковой, песня скользит себе вперед, пришпориваемая волнами органа
и гитарного фидбэка, который к концу песни (шесть с половиной минут) постепенно
сползает в настоящий дисторшн. Вторая и последняя песня на EP - это "Stepping
Stones", произведение самих FSA, которое продолжается примерно в
таком же духе еще девять минут и вызывает в воображении картины волн,
набегающих на берег, и больших металлических громадин, сталкивающихся
в воздухе. А также прочие разрозненные образы.
Записанный и выпущенный во время своего рода отпуска
Flying Saucer Attack в 1996 году, Distant Stations на самом деле не является
альбомом FSA. Это совместный проект ремиксов, сделанный с английским экспериментатором
Tele:funken (настоящее имя Том Фенн). Состоящий из двух песен в духе мрачного
эмбиента, каждая длиной в сторону пластинки (или в половину длинного CD),
он выглядит как своего рода трибьют старым кумирам FSA вроде Ash Ra Tempel,
также тяготевшим к таким длинным и задумчивым номерам. Как результат или
как хитроумное подлизывание к инди-кругам 90-ых, ориентированным на краут-рок\спейс-рок,
текст на обложке предупреждает: "Achtung! Diese Platte ist Moog-frei!"
Это может быть не совсем верно с точки зрения грамматики, но как шутка
- очень даже ничего. Tele:funken сам по себе использует разнообразие сэмплов
и элементов стиля FSA. Происхождение звуков не прояснено, но один соратник
упомянут - это Рози Какстон из Pram, которая добавила "игрушечный
сэмплер" на первый трек. Ремиксы Tele:funken не столько поворачивают
FSA в состояние расслабленного блаженства, сколько усиливают остроту и
сложность их музыки, оставляя при этом занимательность и атмосферность.
Первый трек с открывающим его развернутым гитарным фидбэком, ритмично
перемещающимся вперед и назад, вверх и вниз – это, определенно, жемчужина
данного альбома, превращающаяся в загадочную дымку плывущих высоких нот,
прежде чем неустанное ритмичное низкое бульканье завершит песню. Вторая
песня начинается с низшей точки уровня громкости, с едва слышной перкуссией
и петлями, которые едва намечают контур трека в его первые минуты. Потом
это превращается в интригующую комбинацию колеблющихся нот и фидбэковых
воплей, искаженных и выдвинутых вперед до предела. В звуковом отношении
Distant Stations выглядит как кузина столь же экстремальной работы Main
- не такая уж это и плохая ситуация.
В некотором смысле это прощальный релиз Flying Saucer Attack, по крайней
мере на это указывает название. Goodbye собрал вместе, как говорится на
обложке, три различные записи. Брук более или менее присутствует в этих
записях, хотя на фотографиях она едва видна вместе с Пирсом. Goodbye фиксирует
движение FSA в еще более абстрактном направлении чем прежде. Ранее большинство
песен FSA имело некую центральную мелодию или вокальный хук, но здесь
заглавный трек состоит из серии хаотических событий, случайно чередуя
фидбэковые петли и вопли ниоткуда, гитарную молотьбу и мягкие фортепианные
фигуры. Приемлемо сравнить все это с Main, однако структура здесь менее
обычна. "And Goodbye" - это отдельный концертный инструментал,
записанный с одним из героев Пирса - новозеландским гитаристом Роем Монтгомери.
Монтгомери указан первым в авторстве композиции, его собственные значительные
таланты превосходно соответствуют стилю FSA, хотя в данном случае он интригующе
не играет типичную монтгомериевскую гитарную партию, вместо этого следуя
общему эстетическому направлению группы. Записанный на Dictaphone, альбом
по качеству звука нельзя назвать чистым, но это добавляет песням странного
очарования и мрака еще больше чем обычно. Последний трек "The Whole
Day" - на самом деле инструментальное вступление к одноименной песне
с альбома New Lands. Обволакивающая фидбэк-интродукция не была повторена
на более позднем релизе, сделав эту версию уникальной - устойчивое гитарное
мерцание здесь, как и на New Lands, накрапывает словно электрический дождь.