Когда идея британской пост-роково-психоделической группы Flying
Saucer Attack оказалась исчерпанной, ее лидер Дэйв Пирс
начал новый этап своей музыкальной карьеры с того же, что и в 1993 году.
Он нашел себе новую подругу-соавтора, и на этот раз ею стала американка
Джессика Бейлифф. Уроженка Огайо уже выпустила два сольных
альбома и зарекомендовала себя как талантливая исполнительница гитарного
нео-фолк-рока. Начиная с 2001 года Пирс и Бейлифф вели активную переписку,
обменивались идеями и записями, в результате чего осенью 2003 года лейбл
Kranky выпустил дебютный альбом проекта Clear Horizon. Музыкальная сторона
дела оказалась предсказуемой – насыщенный и шумный гитарный фон, в котором
проскальзывают элементы фолк-мелодизма. Иначе говоря, Пирс создает шумовое
окружение песням Бейлифф. В любом случае оба участника проекта остались
вполне довольны результатом и решили не только продолжить студийное сотрудничество,
но и играть живые концерты.
Этот альбом дает новое определение термину "почтовое искусство"
(игра слов: почтовое искусство и пост-искусство пишутся одинаково). Сочинительница
из Огайо Джессика Бейлифф и британский электронщик Дэвид Пирс выпустили
свою совместную одноименную работу на лейбле Kranky. Запись проводилась
путем обмена кассетами по почте в течение почти двух лет. Бейлифф выпустила
три альбома под собственным мнением, все они вышли на Kranky. Пирс выпустил
бесчисленное количество записей, в том числе миксов и проектов в стиле
Ибицы. Оба участника проекта играют на гитарах, клавишных, используют
электронные эффекты и перкуссию. Манера Бейлифф - негромкие, грустные
и изящные песни - здесь чувствуется, но слегка. Такие зачаровывающие песни
как "Death's Dance" с ее гудящими электронными гитарами и приливами
белого шума создают напряжение, которое со временем не исчезает, а ставит
слушателя на грань некоего до конца не понимаемого, но все же содержащего
нечто, явления. "Millennium Blues" с его шепчущими акустическими
гитарами кажется океанскими звуками из саундтрека Эннио Морриконе. Вокал
Пирса рождается из сердцевины эфирного пространства, медленно и отчетливо
отражая жизнь как мы ее знаем. Тревожная "Dusk" использует гитары
с открытой настройкой, чье бренчание превращается в свистоподобный гул
прежде чем звуки струнных не расширят текстурный баланс еще раз, уже перед
самым завершением... Петли большого барабана и вокал, звучащий как из
центра вентиляционной трубы в середине "Open Road", отправляют
альбом по спирали едва ли не на гимновой ноте, оставляя слушателя растерянным,
не то чтобы набравшимся мудрости, но глубоко впечатленным этой пластинкой.
Трансатлантическое сотрудничество и электронные чудеса сотворили отличный
и оригинальный дебют.
(примечание переводчика: автор рецензии очевидно путает Дэвида Пирса из
FSA и другого Дэвида Пирса, диджея и производителя электронной музыки
в том числе в стиле Ибицы. Поэтому все рассуждения об электронных чудесах
следует отнести на счет фантазии автора).
Привет, Дэвид и Джессика! Как у вас дела? Откуда вы приехали?
David Pearce: У нас все в порядке. Стараемся нести добро
и свет по всему миру, но в результате просто злим людей. Откуда я? Хотел
бы я знать...
Jessica Bailiff: У меня тоже все в порядке. Я из Огайо,
это в верхней части Среднего Запада США.
Когда вы начали играть свою музыку? Можете нам рассказать о ваших
первых музыкальных опытах?
DP: Мне случилось навалить кучу дерьма под названием
Flying Saucer Attack, а дальше пусть объясняет Джессика... ха-ха-ха. Во-первых
- я вырос, думая что «I am the walrus» - это нормальная музыка, хотя честно
говоря так оно и есть. Во всяком случае с тех пор я уже не был прежним.
JB: Самоуничижение Дэйва почти забавно... Мои первые
воспоминания о слушании музыки… Моя первая пластинка была сборником Тhе
Beatles, мне тогда было пять лет, и мне ее подарили на рождество. Что
касается игры на музыкальных инструментах, то я играла на фортепиано с
того же времени. Но я не профессиональный пианист. Моя бабушка показала
мне ноты и разрешила изводить ее фортепиано. Так что в отношении большинства
инструментов, на которых я играю, я самоучка...
Вы ощущаете свою принадлежность к музыкальной сцене?
DP: Я не ощущаю своей принадлежности ни к чему. Что до
альбома Clear Horizon, то я считаю что он стоит особняком в нынешнем музыкальном
климате.
JB: Я бы не сказала, что мы принадлежим к музыкальной
сцене. Мы по большей части находимся в нашем собственном маленьком мире
- и мы не пытаемся приспосабливаться. Мы больше стараемся понять, как
мы вдвоем можем работать лучше, используя наши сильные стороны, наблюдая
как они взаимодействуют вместе, чтобы получилась хорошая музыка.
В чем состоит основная идея проекта? Откуда взялось название "Clear
Horizon"?
DP: Идея состоит в том, чтобы пнуть музыку под зад. А
про имена пусть думает Альфред Хичкок.
Вы можете дать определение той музыке, которую вы сочиняете?
JB: Нет, нет. Просто мы двое делимся идеями и используем их -
пытаемся найти завершенность в процессе творчества с другим человеком.
Мы оставляем определения или ярлыки критикам.
Какие эмоции или послания вы стараетесь проецировать на свою аудиторию?
DP: Доброту и радость.
JB: Я определенно не думаю о каком-то специфическом послании.
Я скорее думаю, что кто-то будет слушать музыку и свяжет ее с чем-то на
необъяснимом уровне. Сложно объяснять эмоции, которые кто-то чувствует
по поводу музыкального произведения.
Чем был вдохновлен ваш альбом? Каковы его музыкальные компоненты?
Что за атмосферу он несет?
DP: Он вдохновлен самим ходом жизни. Просто так вышло...
и остальное решать уже вам.
8. Какие песни с альбома кажутся вам наиболее характерными?
DP: Понятия не имею. Их нужно слушать все подряд.
JB: Я согласна. В альбом было вложено много труда, чтобы
он перетекал от одной песни к другой, чтобы знать как начать альбом и
как его закончить.
Расскажите о текстах.
DP: Я отношусь к голосам как к одному из звуков, так
что боюсь, я совсем не текстовик. Разве что "глаза ребенка"
- это о моральном унижении.
JB: По большей части музыка появляется раньше слов. Так
что тексты пишутся просто потому что надо что-то петь. Не то что бы слова
совсем бессмысленны, но они не главное. Хотя есть два трека "Watching
the Sea" и "For Days", где слова важны, где они имеют значение.
Расскажите о вашем творческом процессе? Как рождался альбом? Что
происходило в студии?
DP: Это бывает по-разному, этот делался в основном по
почте, очень ме-е-едленно. Следующий мы будем делать вместе и немного
быстрее.
JB: Тот факт, что мы живем в разных странах, через океан,
замедляет процесс работы. Песня начинается как идея одного из нас, другой
добавляет какие-то свои идеи, и мы движемся дальше. Мы начали записывать
второй альбом в Лондоне, в январе, и пока мы делаем это вместе. Никто
на нас не давит, так что мы готовы двигаться в творческом потоке, куда
бы он нас не завел.
В чем разница между Clear Horizon и вашими сольными проектами?
DP: Ну, это не был сольный проект... Так что разница
в том, что кто-то вовлечен в процесс помимо тебя.
JB: Вот именно - разница в том что есть кто-то, кто тебе
ответит! Но в то же время хорошо не иметь полного контроля я над всем,
не быть обязанной принимать все решения и постоянно выдвигать все идеи.
Вклад другого человека может быть вдохновляющим и привести тебя в те места,
о которых бы ты сама не додумалась. Идеи расширяются и становятся лучше.
Какие группы произвели на вас наибольшее впечатление? Кто ваши
любимцы в данный момент?
DP: Конечно же, White Stripes и больше никто.
JB: Несмотря на обычный сарказм моего партнера... я могу
сказать что большинство вдохновения приходит от старой музыки.
Ваше мнение о мире вокруг вас и о его ближайшем будущем? Ваше
субъективное мнение.
DP: Правый неоконсерватизм проник повсюду.
JB: Всё выглядит довольно бледно сейчас. Все мои знакомые
несчастливы, и мир похоже разваливается.