> Black Rebel Motorcycle Club. Великобритания, Брайтон, 7 февраля 2004
года

ГИПНОТИЗЕРЫ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ
Клянусь,
когда мне сказали, что они американцы, – не поверила. Сейчас, когда Америка
просто свихнулась на претенциозном гитарном роке а-ля Nickelback, почему-то
прозванном громко пост-гранжем, так ловко и нескучно смешать влияния Velvet
Underground, The Verve и еще Бог знает каких приличных британских групп
и так красиво, мощно-психоделично и по-британски эти влияния под собственным
соусом преподнести – это, знаете ли, надо иметь безошибочное чувство вкуса,
я уж не говорю о музыкальной индивидуальности!..
В общем, неожиданно оказавшись географически близко к очередному британскому
турне парней из Калифорнии (а прочесывают они этот остров, кажется, чаще,
чем родину), не могла не рвануть в Брайтон на их концерт. Милый приморский
городок вечером был очень красив, а концертный зал Brighton Dome располагался
в двух шагах от знаменитого дворца, построенного в начале XIX века для
принца Уэльского (кто не в курсе – эдакий Тадж-Махал в миниатюре).
Что странно – снаружи продолжавший вычурный восточный стиль этого диковинного
монаршего павильона, внутри Dome неожиданно оказался недоделанным хай-теком
с кубовидными столами, угрожающего вида физиономиями на стеклянных перегородках
и всюду - картинками из проектора, отражающими людей в холле.
На мое критическое брюзжание по поводу стиля одежды мой спутник перед
концертом парировал: «Это же не Cotton Club, a Black Rebel Motorcycle
Club!» Действительно, интересно было понаблюдать за внешним видом прогрессивной
британской молодежи. Честно говоря, и зал я узнала не по вывеске, а по
культурной очереди из мрачноватых, стильно заросших молодцов в черном.
Черный цвет преобладал, но при этом – впрочем, как и в музыке BRMC, плотной,
флегматично загрузной, присутствовало необъяснимое изящество… Мы в баре
даже клюквенный сок нашли (!), «Это же Брайтон, - объяснили мне, - Здесь
все ведут здоровый образ жизни!» И, что замечательно, наблюдались абсолютно
все возрастные категории – от детишек до затянутых в джинсу старичков.
А потом был концерт… Вот, кстати, добрый совет всем, кто по-настоящему
хочет оторваться – всегда берите билеты в стоячий партер! Наряду с легкой
опасностью быть помятыми, вы только здесь сможете как следует прочувствовать
энергию представления! Мы покупали билеты непосредственно перед началом,
так что нам достался лишь балкон. И в самом деле похожий на купол, круглый
Dome был небольшим (не берусь оценить количество народа, но процентов
90 зала заполнилось) и компактным. На моем балконе публика подобралась,
я бы сказала, излишне серьезная, так что я подпрыгивала в кресле выше
всех (впрочем, кому какое дело). Зато никто не мешал фотографировать.
И обзор был, безусловно, великолепный – мы с интересом следили за перемещениями
людских масс внизу (и очень было заметно, что народ колбасился не в полную
силу, а покачивался словно в гипнотическом сне… музыка сказывалась!)
Первыми выступали специальные и особо ценные гости The Cooper Temple Clause,
ребята умные, во всех отношениях положительные и верно попадающие под
стилистику хэдлайнеров. Зазывные плакаты с названием их второго релиза
вывешивались на столбах перед входом в Dome, и вообще, как выяснилось,
ценители в России их знают давно. Ничего плохого сказать не могу, но их
40-минутное присутствие на сцене запомнилось лишь тем, что играли они
очень хорошо, и пара вещей была – с потенциалом, понимаете меня?... Но
вот субтильный вокалист в неизменной стойке грустного телеграфного столба
с голосом тяжелораненого Лайэма Галлахера напомнил мне стишок: «… и сказал
ему мальчик задушенный, собаками злыми укушенный…»
В перерыве, пока мы возобновляли запасы сока, над сценой вывесили простенький
парусиновый задник с простенькой черной надписью «Black Rebel Motorcycle
Club». «Уау, - вдруг подумала я, - Сюрреализм! Я здесь!” Главные герои
появились без пафоса и по одному. И в темноте. Никто на самом деле не
успел понять, что вот уже вышел на сцену Питер Хейс с губной гармошкой,
скромненько так встал с правого боку и скромненько под полуакустическую
гитарку запел милую песенку. «Это что за кантри?» - иронично спросил кто-то
рядом со мной. Пока Пит не сделал паузу, и после нее из-за левых кулис
не возник Роберт Тернер, многие пребывали в легком замешательстве – они
или нет? Но вот появился барабанщик Ник, да и третью вещь, "Love
Burns», уже узнали все… Одна их самых знаменитых, показательных и – это
уже мое субъективное мнение - самая роскошная песня BRMC. Из-за полуакустики
я слегка расстроилась, потому что именно на этой песне планировала то,
о чем писала раньше – «прочувствовать»!
Пусть закидают меня несвежими помидорами фанаты этой замечательной группы,
но «Мотоциклистам» не удалось обойти «синдром второго альбома». Очень
грамотная, мастерски отшлифованная работа. Но вот… не зацепила. После
«BRMC», почти гениального в своем роде (можно, я сейчас оставлю критический
анализ, потому что… просто по-черному кайфую от первого альбома) второй,
увы, следовал принципу «Куем железо, пока горячо» вместо «Расширим и углубим»
и, по сути, явился собранием размноженных копий «Red Eyes And Тears»+«Spread
Your Love». Одна находка понравилась бесспорно – оформление, потому что
подсознательно музыка BRMC у меня всегда ассоциировалась со светом в конце
длинного, сырого и жутковато-романтичного тоннеля.
Я прилежно слушала «Take Them On...» в течение недели перед концертом,
но, пожалуй, идентифицировать прозвучавшие вещи не решусь. (Интересующиеся
давно могли найти полный сет-лист на официальном сайте команды. И там
же - душещипательные истории типа «Я был на концерте в Брайтоне и видел
девушку своей мечты, у которой темные волосы… Мы вместе хватали за руки
спустившегося вниз басиста, если помнишь меня, отзовись!..») Могла порадоваться,
что альбом “Black Rebel Motorcycle Club” они сыграли почти весь, да и
из второго большинство, как-то быстренько впихнув все в полтора часа.
Не уставала я удивляться и плотности звука, извергаемого троицей. Что
забавно, теперь я окончательно запуталась в голосах Роберта и Питера.
Они и на альбомах звучат удивительно похоже, а на концерте!.. Ну, разве
что у Роберта манера петь более… истеричная, эмоциональная.
Да, эмоциональность присуща Роберту, а вот на концерте пострадал «тихий»
Питер. Я немного волновалась, когда Тернер предпринял достаточно рискованный
поход в зал (а публика к тому времени была здорово заведена, охрана то
и дело вынимала из толпы дерзких молодых людей, выпрыгивающих на чужие
головы), а вот Хейс аккуратно нарезал круги в своем правом краю сцены,
и только. Как я узнала позже из новостей, концерт этот был знаменательным,
но в плохом смысле – Питер упал со сцены и сломал палец. Эх, не заметила
я этого печального момента. Клянусь, что не отрывала глаз от группы, ну,
разве что сидела слишком далеко. Да, нелегки будни простых рок-музыкантов…
После этого они еще отвели несколько концертов, хотя бедняга играл кое-как
сломанным пальцем, и товарищи, наглядевшись на его страдания, решили просто
приостановить турне. Ну, конечно, они возобновили его, когда гитарист
поправился.
Все, кроме этого инцидента, было абсолютно здорово, живо и по-настоящему,
жаль только, что я была на таком расстоянии… Не могла не сравнивать с
посещенным мной ранее концертом The Coral, на обоих не без ехидства отметила
- и в Британии иногда «свистят», и звук, в общем-то, там тоже не всегда
идеален… Я бы голос вывела побольше. Он и в записи несколько «утопает»
в густой бас-гитаре, но там это звучит достаточно органично, а здесь было
ощущение, что чуть-чуть, совсем чуточку звукооператор перестарался и увел
голоса глубже, чем следует. Может, акустика звучала в этом смысле лучше?
Но акустика не передает их энергетику.
Честно отыграв час 10 минут, BRMC тихо так удалились. Я уже немного разочарованно
решила, что они, как и Coral, больше не появятся. А ведь не исполнили
несколько знаковых номеров!... Возвращение прошло под восторженные вопли
и топот (ага, попробовала бы публика их невыносимое название скандировать),
я даже слегка заволновалась – вдруг балкон обвалится?.. И они выдали еще
несколько песен, причем сами так вошли в раж, что казалось – о, остановиться
не могут! Пару медляков за концерт ребята все же сыграли, но в целом держались
одного ритма, который вкупе с фирменным «скользящим» звучком оставил ощущения
легкого гипноза. Заставив всех прыгать выше головы на «Whatever Happen
To My Rock’n’roll» (вот она лихо компенсировала мои обманутые ожидания
«Love Burns»), они словно выдохнули гитарами и очень интеллигентно скрылись
за кулисами. И все?!..
Мне рассказывают, что популярность группы в России растет. Про остальной
мир и говорить нечего. Это и странно, и нет, потому что Black Rebel Motorcycle
Club на первый взгляд кажутся элитарными. Элитарно-альтернативными. На
второй взгляд - альтернативно-понятными. Понятно-конъюнктурными. Где граница?
Альтернатива сама может быть конъюнктурной, если будет подана лихо, умно
и напористо. И вовремя. Эти калифорнийцы (а они точно не из Англии??),
собрание противоречий, есть хороший тому пример. Вот только бы… выпустили
еще один «почти гениальный» альбом.
Вот так. Хотелось умиротворенно и просто заключить: хороший был концерт.
Прокачали. Но как они – втроем!!! – делают СТОЛЬКО ШУМА???..
Впечатленная
поклонница клюквенного сока и британского звука
с берегов Туманного Альбиона
специально для инDИки
Илона
ДАВИДОВИЧ