В начале 90-ых шугейзинг доминировал на британской инди-сцене. Slowdive
и Curve были на обложках музыкальных еженедельников,
Lush оказались в top 40, а Ride были
хэдлайнерами Reading Festival. Вспыхнув еще до взлета
гранджа (Nirvana, Pearl Jam и Soundgarden)
и бритпопа (Suede, Pulp, Blur,
Oasis), факел шугейзеров горел с должной яркостью год
или два в лучшем случае. Это неудивительно, если брать во внимание общую
безликость и необаятельность групп или же глубоко интроспективный характер
их музыки. Нил Хэлстед из Slowdive объяснял
происхождение термина шугейзинг тем, что не слишком искушенные музыканты
тратили много времени, чтобы найти взглядом на полу нужную педаль. Авторство
этого ярлыка приписывается Стиву Сазерленду из Melody
Maker, хотя кое-кто из NME настаивал на собственном приоритете.
Собственно музыка была при этом чрезвычайно громка, но при этом наполнена
заразительными мелодиями, зарытыми в разрывающие барабанные перепонки
слои гитарного фидбэка. Вокал и инструментал часто сливались, а голоса
часто бывали женскими – Рэйчел Госуэлл (Slowdive),
Тони Холлидей (Curve), Мики
Береньи и Эмма Андерсон из Lush.
Шугейзеры были основательно вдохновлены ревущим гитарным дисторшн My
Bloody Valentine и воздушным совершенством the Cocteau
Twins. The Cure и The Jesus and Mary
Chain являлись двумя другими источниками влияния. В период между
выходом альбома My Bloody ValentineIsn`t Anything
в 1988 году и их следующей работой Loveless (1991) глава лейбла
Creation RecordsАлан Макги подписал
множество групп (Ride, Slowdive, The
Telescopes, Swervedriver). В дальнейшем шугейзеры
оказались в плену древнейших клише рок-н-ролла: эксцентрический гений,
не справившийся с последствиями творческого успеха (в трагических традициях
Брайана Уилсона и Сида БарретаКэвин
Шилдс оказался неспособен создать продолжение альбому Loveless),
отчаяние (самоубийство барабанщика LushКриса
Экланда существенно приблизило конец группы), эксперименты с
химией (если и был музыкальный стиль, словно специально созданный для
экстази и галлюциногенов, то это и был шугейзинг) и обычные сражения внутри
группы (на альбоме Carnival of Light 1994 года два основных автора
группы Ride разместили свои песни на разных сторонах
альбома).
Таким образом, компиляция Feedback to the Future исполняет функцию
введения в жанр, представляя 11 песен важнейших групп типа Ride,
Slowdive, Lush, Revolver
и Swervedriver. Но это не просто урок истории. Хотя все
песни этого сборника стали старше как минимум на десятилетие, их страстный
напор и необоримые мелодические хуки сохраняют им свежесть. Трек RevolverHeaven Sent an Angel открывает сборник классическим сочетанием
многослойных ревущих гитар и вокальных гармоний Мэта Флинта.
Напротив, трек MooseLast Night I Fell Again
– это заразительный поп, который связывается с шугейзингом лишь посредством
гитарных запилов. Песня The TelescopesAll A Dreams
– это хрестоматийный образец шугейзерского стиля: расплывающийся атмосферный
вокал в сочетании с волнами гитарного фидбэка. Нежная мелодия SlowdiveCatch the Breeze в припеве приобретает гимноподобный характер,
когда Хэлстед и Госуэлл образуют изысканный
дуэт посреди гитарного многоголосья. Среди прочих жемчужин этой коллекции
– меланхоличный поп Pale Saints Sea of Sound,
наркотический аромат Востока Blind Mr. Jones в Small
Caravan, вдохновленная the StoogesRave Down
Swervedriver и сладостные гармонии Lush в Deluxe.
Некто сказал, что малое число видевших The Velvet Underground
на концертах или покупавших их альбомы компенсируется тем, что каждый
из этих людей потом создал свою группу. Подобным же образом многие из
купивших альбом Loveless немедленно создали свою группу, пусть
лишь немногие из них дожили до наших дней (Moose, The
Telescopes). Шугейзерский саунд выжил, впервые воскреснув в движении
спейс-рока конца 90-ых (Spiritualized, The Verve),
которое разделяло страсть предшественников к психоделическому гитарному
звуку. Нынешние Sigur Ros и Mogwai начали
новую эру своей собственной прекрасной музыкой, а артисты с лейбла Morr
Music отдали дань уважения жанру вообще и Slowdive
в частности альбомом 2002 года Blue Skied An` Clear. Feedback
to the Future таким образом представляет собой коллективный портрет
мимолетного мгновения в истории музыки. Ценность сборника так же в том,
что записи многих из представленных музыкантов уже не тиражируются и недоступны
в магазинах. Хотя альбом хорош именно настолько, насколько он и показался
с первого взгляда, кто-то может поинтересоваться, почему здесь не представлены
Swallow с альбомом Blow (1992) и особенно My
Bloody Valentine с Loveless - возможно, загадка объясняется
лицензионными несогласованностями.
Конечно же, шугейзинг не прогремел в Америке так как в Англии. Там фокус
был смещен в сторону альтернативной музыки, гранджа и фестиваля Lollapalooza,
и в это время для шугейзерского движения все уже было решено. Но если
рев гранджа заполонил рынок и уложил шугейзинг на лопатки, то ему все
же не удалось убить дух этой музыки.