> Архив минирецензий
|
>
Isobel Campbell "Amorino", 2003. Музыка Изобель зачаровывает
с первой ноты. Девушка знает, как найти путь к вашему сердцу, но желудок
на этот раз останется в стороне. Чистый поток романтических и прекрасно-меланхолических
мелодий изливается на вас. Изобель - девушка вашей мечты, ее песни это
то, что вы всегда хотели услышать от вашей подруги, но только Изобель
может донести все те чувства, которые дарит нам любовь. Её вкрадчивый,
спокойный и негромкий голос, который беспечно плещется в волнах чудесных
мелодий, буквально притягивает к себе и не отпускает до конца альбома.
Изобель Кэмпбэлл - виолончелистка гениальнейших BELLE & SEBASTIAN
- это чувствуется во всех ее работах. Изобель также сотрудничала с ARAB
STRAP, FUTURE PILOT AKA, THE BATHERS, LOOPER, THE PASTELS, SNOW PATROL
и TEENAGE FANCLUB. Её группа THE GENTLE WAVES хорошо известна поклонникам
B&S. Под этим названием Изобель выпустила два альбома с симпатичными
и меланхоличными chamber-pop-треками. Мелодические традиции Belle&Sebastian
получили своё продолжение. И вот вышел "Amorino", ставший сольным
дебютником Кэмпбелл. Стилевые рамки музыки значительно расширились. Тон
"Amorino" задаёт ностальгический титульный трек. Далее мы слышим
игривый диксиленд ("The Cat`s Pyjamas"), свинг ("October`s
Sky"), лаунж("Song for Baby"), французскую эстраду ("Johnny
Come Home") и прекрасные инструментальные пьесы "Why Does My
Head Hurt So?" и "Poor Butterfly", а песенка "The
Breeze Whispered Your Name" напомнит нам об Антонио Карлосе Джобиме.
В композициях Изобель находят себе место и деликатная красота, и осенняя
меланхолия, а лирика наполнена нежными чувствами. В альбоме достаточно
намеков и цитат из музыки 60-х, местами звучит босса-нова, изи-лиснинг
и свинг. Конечно, не обошлось и без легких психоделических экскурсов.
Не смотря на это, звучание альбома получилось современным и актуальным.
Над тонко сотканным музыкальным полотном звучит хрупкий голос певицы.
В композициях можно услышать целый оркестр духовых и струнных, вибрафон
и кларнет, флейты и виолончель. В работе над альбомом принимало участие
большое количество приглашенных музыкантов.
Если вы знакомы с работами Belle& Sebastian, The Gentle Waves и Looper
или просто любите красивую музыку, то сольная работа Изобель Кэмпбелл
вам должна обязательно понравится. Как мне кажется, любой человек, который
прослушает этот замечательный альбом, подпишется под словами классика,
о том, что «красота спасет мир». И в это очень хочется верить. *****
Роман
Ромборид
>
Do
Make Say Think «Winter Hymn, Country Hymn, Secret Hymn», 2003.
Do Make Say Think кажутся очень серьезной группой. Одно название альбома
чего стоит - «Зимний гимн, сельский гимн, секретный гимн». Музыканты,
практически, не используют в своей музыке электроники, они создают грув
при помощи живых инструментов. Те странные звуки, которыми они насыщают
свою музыку, создаются аналоговыми синтезаторами и не без помощи ревербератора
и различных фильтров. Барабанщик Джеймс Пэймент коллекционирует старые
синтезаторы и наверняка приносит их на репетиции. Собственно, поэтому
Do Make Say Think и взяли в группу второго барабанщика.
Альбом начинается, как и положено, с баса (композиция «Frederica»), точнее
- с низкочастотной пульсации. Только, на третьей минуте этот низкий звук
преображается в подвижную, цикличную бас-партию. Густые вибрации будут
ещё всплывать в тихих местах композиции. Весь мелодический груз лежит
на гитарах, которые звучат, как обычные инструменты и виртуозностью не
поражают. Арпеджо, рифы, мелодические пассажи. Но при всём этом, трудно
назвать Do Make Say Think рядовой группой. Безусловно, есть в них какая-то
загадочная отстранённость и глубина.
Всё дело в форме композиции. Строятся они, как правило, по нарастающей,
от тихого к громкому и затем опять к тихому. В начале лишь контур темы,
зарисовка на фоне шумов, потом вступают барабаны, и мы слышим первые звуки
основной темы. По ходу развития композиции могут происходить самые разнообразные
вещи - смена ритмического рисунка, отступление от гармонии или уплотнение
саунда, при помощи наложения клавишных и гитар. Порой это выливается в
такой невыносимый нойз, что хочется прибрать ручку громкости. На всё это
у Do Make Say Think полно времени. Пять из девяти треков длятся больше
шести минут, а «Outer Inner & Secret» все десять. Кстати, именно в
этом треке они позволили себе немного усложнить структуру вещи. После
пяти минут вязкой монотонной музыки, как обычно начинается усиление, причём
звучит всё то же ритм и риф, но только громче, внезапно громкость падает,
а потом опять начинается нагнетание, и так несколько раз. Внезапно барабаны
начинают звучать где-то далеко, как будто бы от них отодвинули все микрофоны.
Некоторые усматривают в музыке Do Make Say Think влияние композитора Стива
Рейха. Действительно, они довольно часто заходят на авангардную территорию.
Например, в двухминутном треке «War On Want». Композиция выстраивается
на суетливых обрывках скрипичных фраз, которые к концу трека атонально
растягиваются, создавая эффект снижения скорости плёнки. Или в отличном
треке «It’s Gonna Rain», базирующимся на звуке дождя, который время от
времени изменяет свой тон. И всё же - Do Make Say Think нельзя назвать
авангардным коллективом в чистом виде. Они вполне укладываются в пост-роковое
пространство. Рока на альбоме даже больше, чем всего остального. Эта музыка
замешана на традиционных формах, хоть и выливается иногда в сэд-кор или
фьюжин. Особенно это чувствуется когда Чарльз Спирин (Charles Spearin)
берёт трубу. ****
Антон
Касимов
> Mascott
"Follow The Sound", 2001. Mascott - это сценическое
имя певицы Kendall Jane Meade. «Послужной список» Meade достоин особого
внимания. Ее первая группа называлась JUICY, однако после успеха в 1996
году они распались. Позже Kendall входила в концертный состав HELIUM и
выступала вместе с SPINANES. Наконец, в 1998 году под именем Mascott на
лейбле Le Grand Magistery вышел дебютный альбом американской певицы "Follow
the Sound" – качественный сплав chamber-pop, indie-folk, future-pop
и нео-акустики.
Песни на пластинке получились нежные, звук очень чистый, запись отмечена
особенным интимным, спокойным настроем. Романтичные, неторопливые гитарные
переборы и красивый женский вокал - вот ингредиенты нового инди-попа.
В работе над альбомом принимали участие многие известные инди-музыканты.
Kendall помогали Mario Suau (Shoestrings), Sally Timms (Mekons), Noel
Kupersmith (Brokeback), Jim O`Rourke (соавтор многих песен Mascott). Красивую
палитру мелодий привнесли Gary Olson и Jeff Barron (The Ladybug Transistor).
Это особенно ощутимо в песне «History, As Planned». В треке «Costume Ball»
слышится исключительное романтическое настроение – оно родилось в соавторстве
с Chris Seligman и Torquil Campbell (Stars).
Все песни альбома объединяет проникновенный вокал Kendall Meade, а также
ее глубоко личное отношение к творчеству и реальности вокруг. Этот альбом
- как книга откровений, из которой можно узнать многое о жизни певицы.
*****
Роман
Ромборид
> Black
Rebel Motorcycle Club «Take Them On, On Your Own», 2003.
Иисус на мотоцикле и мятежная Мэри.
Странным образом на моём столе в одно и тоже время оказались пара стареньких
альбомов Jesus And Mary Chain и новая пластинка Black Rebel Motorcycle
Club. Клянусь, совершенно случайно они встретились - словно отец и сын,
не видевшие друг друга долгое время. Jesus And Mary Chain я взял переслушать
и может быть закатать в mp3, как я обычно делаю. Black Rebel Motorcycle
Club (дальше - B.R.M.C) дал мне знакомый бритпоп-музыкант. По названию
группы вполне можно догадаться, какую музыку та исполняет.
И дело не только в преемственности. Конечно, искушённый знаток музыки
скажет, что и B.R.M.C, и J.&M.C. похожи на T-Rex и будет совершенно
прав. Я и сам так считаю. Но как это объяснить человеку, который знать
не знает, что было в музыке двадцать или даже тридцать лет назад? Выглядеть
заумным снобом мне не хочется, меня просто занимает тот факт, что группы,
играющие близкую по духу музыку, продолжают появляться. Их – большинство.
Приятель, давший мне пластинку B.R.M.C. считает эту группу бриллиантом
среди тонн мусора, лежащего на стендах в музыкальных магазинах, анонсируемого
в таблоидах и глянцевых журналах, и, в конце концов - показываемого по
TV. И в этом он, как ни парадоксально - прав. Так как на этих самых стендах
висят ничего не говорящие таблички с надписями, типа POP, ROCK, NEW AGE,
ELECTRONICA… (бог ты мой, нам выдают за электронику ди-джея Bobo !). Про
надписи POP, ROCK и говорить нечего. Но, если мы возьмёмся сравнить B.R.M.C.
с любым релизом лэйбла «Morr Music» или, чтобы добиться правильной весовой
категории, скажем с группой American Analog Set, то парни из своего чёрного
мотоклуба пополнят грамм на пятьдесят, ту самую тонну. Можно, бесконечно
ругать вторичную, или сейчас уже, музыку третьей выжимки, наклеивать на
них ярлык «пост-там-какого-нибудь» стиля. Можно пытаться открывать глаза
юношам и девушкам, кричать - ”Послушайте T-Rex !”, ”Марк Болан - это истинный
гений! ”. Но, факты – упрямая вещь. Юноши и девушки ходят на концерты
B.R.M.C., целуются и выплёскивают эмоции под эти песни. Поэтому я выскажу
предположение, которое объясняет и может быть как-то оправдывает существование
огромного количества подобных групп. Однажды сыгранная и проданная музыка
никуда не исчезает! Она будет повторятся вновь и вновь, под разными, в
зависимости от моды, именами и обложками. И эта реинкарнация - постоянна.
Слово клонирование кому-то нравится больше, но мне оно кажется слишком
техногенным, лишённым эмоций. Тем более что, клонирование предполагает
точное воспроизведение оригинала. Но нельзя сказать, что J.&M.C. это
клон T-Rex и абсолютно некорректным будет утверждение, что B.R.M.C. является
клоном J.&M.C. У них много общего. Можно говорить о схожести имиджа,
саунда, идеи, чего угодно… Подражатели, продолжатели, но - не клоны. Для
пущей наглядности хотелось бы детально рассмотреть этот вопрос. B.R.M.C.
и J.&M.C. Что у них общего у этих групп?
1. Грязноватый саунд. J.&M.C. обильно использовали дисторшн и фидбэк,
они нарочито шумели, но, на самом деле, играли классические поп-песни.
Музыка B.R.M.C. также пронизана нойзом. Помимо зафузованных гитар, они
также используют фуз (fuzz) и на бас-гитаре. Это придаёт их звучанию тяжёлый
и мрачноватый оттенок.
2. Мелодика. У обеих групп довольно схожие взгляды на создание композиций.
В результате превалируют монотонные, неброские, без изощрённых аранжировок,
но, вместе с тем, мажорные песни. В этой стилистике есть простота, есть
некая дворовая непосредственность.
3. Вокал. И Питер Хэйс (Peter Hays) из B.R.M.C. и Джим Рид (Jim Reid)
из J.&M.C. поют одинаково сладко-томно. Безусловно, многие артисты
рок-сцены обладают подобными тембрами и интонациями, так как борются они
часто за одну и ту же возрастную аудиторию. В данном случае, это просто
очередное сходство.
Но при всей близости этих двух групп, у них масса различий.
1.Время звучания композиции. Там, где B.R.M.C. доигрывают только одну
песню, J.&M.C. успеют спеть две. В очередной раз напрашивается обобщение,
что раньше умели уложить свои музыкальные идеи в две с половиной минуты.
Из-за этой нарочитой затянутости складывается впечатление, что B.R.M.C.
нечего сказать.
2. Страна проживания. B.R.M.C. - американская группа, J.&M.C. и T-Rex
- британцы. Взаимоотношение двух рок-н-рольных традиций всегда были непростыми.
И вопрос о том, кто на кого когда влиял, и что из этого вышло, достоин
отдельного освещения. Но, странное дело, на вскидку и не определить, откуда
родом эти B.R.M.C. Убеждён, что музыка делается фанатами, поэтому можем,
смело предположить, что нашлись в Америке несколько парней зафанатевших
от J.&M.C. и «тяжёлого» глэма. Однако, не смотря на это, в их музыке
можно услышать отголоски гранжа, который, именно в Америке бурно расцвёл
и стал прибыльным бизнесом. Кстати, когда Питер Хэйс начинает петь в сопровождении
акустической гитары, ассоциации с британскими учителями окончательно растворяются.
Этот номер единственный на альбоме и называется «And I’m Aching». В этой
композиции Хэйс превращается в барда, не смотря на то, что мелодия песни
созвучна творениям группы Radiohead.
Что ещё хочется сказать? B.R.M.C. звучат вполне однородно. Это может быть
и плюсом и минусом. Диск, безусловно, выдержан в определённом стиле, но
порой ему не хватает драматизма и эмоциональности. Однородность в данном
случае, вполне может быть синонимом скучности. Также хочется обратить
внимание на вокал. Пропущенный через эффекты он получился, довольно, своеобразным
- несколько инородным и пугающим. Это придало красок в общую картину,
но не изменила содержания и сути музыки.
Свою карьеру J.&M.C. закончили альбомом «Munki». 17 песен. Первая
- «I Love Rock-n-Roll», последняя - «I Hate Rock-n-Roll». Всё! Круг замкнулся.
Радикалы слились в объятиях. Возможно, бритпоп-музыкантам и их заграничным
коллегам стоит обратить на это внимание ? ***
Антон Касимов
|
|